Толимир во время боевых действий в Боснии и Герцеговине (1992-1995) был начальником армейской разведки и контрразведки и помощником командующего Армией Республики Сербской Ратко Младича и считался его "правой рукой". Суд над Толимиром, «арестованным» 31 мая 2007 года, начался в феврале 2010 года. Судилище объявило, что Толимир несет ответственность за участие в «совместном преступном предприятии», целью которого было уничтожение мусульманского населения Сребреницы и Жепы.
Толимир выслушал приговор спокойно, трижды перекрестившись. Еще до вынесения приговора Толимир сказал, что хочет, чтобы «этот суд завершился по Божьей воле». Генерал не признал себя виновным ни по одному из пунктов обвинения, заявив, что утверждения о том, что Младич и Караджич решили уничтожить все боеспособное мужское население Сребреницы и Жепы - лживы и бездоказательны. Прокуратура представила около 120 свидетелей. Толимир, прекрасно понимающий с кем имеет дело, представил всего четырех свидетелей своей невиновности.
В судебном заключении отдельно подчеркивается «особая близость» Толимира к генералу Младичу. Свидетели обвинения называли Толимира «правой рукой Младича, его глазами и ушами». В судебном решении постоянно упоминается Радован Караджич как верховный главнокомандующий. Так что, можно уверенно говорить о том, какой гаагский вердикт ждет их, если они доживут до окончания суда. Процесс над Младичем должен завершиться в июле 2016 года, над Караджичем - несколько ранее.
Общественность Республики Сербской, сообщают информационные агентства, восприняла приговор Толимиру как очередное проявление двойных стандартов гаагского судилища.
Адвокат Горан Петрониевич подчеркнул, что гаагский трибунал, осудив Толимира на пожизненное заключение, еще раз подтвердил, что является «дисциплинарным органом НАТО», и служит только для того, чтобы доказывать, будто сербы виноваты во всем, происходившем на Балканах: «В гаагском трибунале каждый считается невиновным, пока не докажут, что он - серб!». Петрониевич обратил внимание, что гаагские судьи уже запутались в собственном вранье: так в обвинении генерала Радислава Крстича говорится, что в Сребренице уничтожено не менее 7 тысяч человек, а в деле Толимира уже значится 4 тысячи 900 убитых. По словам адвоката, в Сребренице никакого геноцида не было, а число погибших в боевых столкновениях мусульман не превышает двух тысяч.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН