Комментируя основную идею фильма, авторы сообщения, опубликованного на выше упомянутом сайте, пишут, что эти «хроники» наглядно показывают, «как яркие личности с твердым стержнем, духовно и физически противостоявшие абсурду и духам зла, обрушившимся на Россию, постепенно уходили со сцены. И вместе с ними уходил не просто определенный социальный типаж, а целый антропологический тип, тип русского человека, русский народ как таковой».
Духовный попечитель Преображенского братства и ректор Свято-Филаретовского института, священник Георгий Кочетков в начале встречи заявил, что «вместе с этим антропологическим типом прекратила существование целая страна со своей культурой, представлениями, ценностями, уникальным духовным богатством». «Конечно, кто-то выживал, оставаясь хранителем духа, но в целом начиналась другая эпоха, рождался другой человек. Теперь нам очень важно установить взаимосвязи, правильно расставить акценты, потому что точка невозврата старой России давно пройдена. Духовное противостояние к середине века уходит с улиц на кухни с приглушенным светом», - высказал мнение священник.
В свою очередь, Сванидзе заявил, что действительно, «духовное сопротивление на территории СССР имело несколько ступеней», по мере того, как «наше государство из абсолютно плотоядного превращалось в более-менее вегетарианское».
Затем Сванидзе перечислил драматические события истории России ХХ века – революцию, гражданскую войну, коллективизацию, раскулачивание. Так или иначе, заключил он, «наша страна сегодня несет в себе последствия всех тех ужасов и катастроф, которые происходили в ней на протяжении десятилетий. Противоядием, лекарством, избавлением от морока коммунизма и попыток его реставрации может быть просвещение в самом широком смысле — от духовного просвещения до качественного высшего образования».
Также автор фильма заявил, что является сторонником покаяния, но «не понимает, как к нему можно прийти». И пояснил свою мысль так: «У германского народа состоялись трагические условия для покаяния: поражение в войне. (…) А для большинства наших соотечественников — это память об имперском величии и воспоминание, что, в общем-то, хорошо жилось, потому что «я всюду мог ходить как хозяин, и мне это нравилось»».
Вторит Сванидзе и отец Георгий Кочетков. По его мнению, «сегодня очень важно понять: реконструкция идеологически обоснованного имперского сознания заведомо маргинальна, она является пережитком прошлого», высказав мнение, что якобы людей, которые всерьез так думают, «отнюдь не большинство».
Точку зрения Н.Сванидзе и о. Георгия Кочеткова прокомментировал в интервью «Русской народной линии» петербургский политолог, д.ф.н., профессор Сергей Лебедев.
Когда у нас очередные люди начинают говорить о покаянии, сразу вспоминается, что говорить об этом начали в горбачевскую эпоху, вдохновившись ныне забытым фильмом Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Тогда народ был несколько деморализован, ему навязали комплекс неполноценности, после чего и стал возможен такой демонтаж страны. А сейчас, видимо, хотят повторить этот «удачный» опыт, внушить подзабытую мысль о том, что наше прошлое было «преступным» и все наши трудности только из-за этого. Незачем нам верить в высокие идеалы и какую-то имперскость, а надо просто качать сырье и покорно трудиться на мировые элиты и российских олигархов. Вот к этому сводятся такие рассуждения.
Сванидзе прав в том, что у немцев синдром нации вызван поражением в войне, у них покаяние даже не в своих преступлениях, а в том, что не все усилия они приложили. После оккупации Германии их действительно заставили платить и каяться за всё, в том числе и за этот «холокост». Насчет маленьких наций всё понятно. Маленькие нации, как и маленькие люди, часто страдают манией величия, что хорошо видно на примере поляков и прибалтов, поэтому они-то каяться не будут ни в чем. Хотя, например, польскому шляхетству есть в чем каяться, - во всех разделах, что были в ХХ веке, они виноваты, но у маленькой нации тут наготове оправдание: мы такие маленькие, это всё русские виноваты.
В нашей стране большинство людей все же понимает, что покаяние - это процесс индивидуальный, интимный и, конечно, публично посыпать голову пеплом и вопить, какие мы плохие, думаю, не удастся даже тем, кому вбили это в голову. Сейчас ситуация в стране, безусловно, лучше, чем в 90-е годы, но все-таки у людей разных поколений, как совсем молодых, так и старых, есть в голове правильное представление, что никогда наша страна не была такой могучей в политическом, военном, экономическом отношении, как в советское время, особенно в 50-60-е годы. Именно поэтому определенным лицам хочется всё это оплевать, очернить и превратить русский народ в народ, который будет бояться всего и чувствовать себя виноватым перед всеми. На это работают соответствующие СМИ и недостойные служители Церкви, которые к ним примкнули. Но я надеюсь, что, несмотря на все их заявления о том, что имперцы - это маргиналы, это есть попытка выдать желаемое за действительное.
Русский человек - имперец по натуре. Для того, чтобы создать великую державу, надо иметь особый склад ума. Надо отметить, что у тех же поляков не получилось создать империю, которую они пытались создать без борьбы, а с помощью династических браков, также она у них и распалась, причем потеряли они и свою независимость. Подозреваю, что и американцы потеряют свою империю, потому что она им тоже досталась довольно легко. А наш народ был и останется имперским. А все эти вопли о покаянии – ну, что делать, на войне как на войне, пусть даже и на холодной! Они используют все средства, которые только возможны. А все эти доморощенные антиимперцы закончат так же, как и все подобные им люди в нашей богатой истории.