Прокомментировать отмену поправки Джексона-Вэника и принятие «Акта Магнитского» мы попросили петербургского ученого и политолога, доктора философских наук, профессора Сергея Викторовича Лебедева.
На самом деле это мало что изменило. Принят, казалось бы, правильный законопроект, но мелкие поправки и дополнения выхолащивают его полностью. Поправки Джексона-Вэника принимались по инициативе сенатора Генри Джексона, знаменитого сенатора-ястреба, сенатора-разбойника и сенатора Чарльза Вэника. Поправка была принята в 1974 году, когда, с одной стороны, между СССР и США была разрядка, а, с другой стороны, продолжалась холодная война. Американцы, скорее всего, этими маневрами хотели попросту сменить название закона, поскольку он вызывает ассоциацию с чем-то давним, и одиозен не меньше, чем законы Маккарти или Тафта-Хартли. Поэтому они его вроде бы отменили, но сущность осталась.
Я напомню о времени, когда принимался закон Джексона-Вэника: это была разрядка, рассуждения о гуманитарных проблемах, а также временем могущества еврейского лобби в США, ведь и Джексон и Вэник были евреями. Закон сводился к тому, что пока в СССР не будут облегчена эмиграция евреев в Израиль (заметьте, речь шла не про США, а про Израиль, хотя большая часть евреев так называемой третьей волны оказывались и там, и там), то никаких серьезных торговых отношений между СССР и Америкой быть не может.
Сейчас «список Магнитского», по большому счету, уже не касается конкретно евреев, но содержит другие придирки к России. Несмотря на то, что сейчас из России может уезжать всякий, не так уж и много желающих уехать. Россия потеряла из-за эмиграции менее 2% населения, а когда-то писали про жуткие цифры, что уедет чуть ли не четверть населения. На фоне эмиграции из Латвии, которую одним махом покинула треть населения, - это впечатляет.
Что касается поправок и введения «списка Магнитского», то получается, что какой-нибудь наш бизнесмен, причем в буквальном уголовно-наказуемом понимании, своим «честным трудом» заработанные или украденные миллионы помещает, разумеется, на Западе. Западу это выгодно, потому что наши бизнесмены играют роль не самостоятельных предпринимателей, а тех, кто осуществляет техническую сторону эксплуатации русских богатств. А сами американцы наживаются при этом.
И попробуй-ка наша страна воспрепятствовать такому ограблению! Вот тут-то все эти поправки и вступают в силу. Таким образом, по сути дела, перед нами новый закон Джексона-Вэника, только уже с другим названием и формулировкой. Причем тогда шла речь о эмиграции, поскольку медленно подрывали экономический потенциал страны, теперь пытаются не дать России препятствовать своему дальнейшему разграблению. То есть, новые поправки еще более затрудняют ведение дел в интересах нашей страны.
Как говорят некоторые юмористы, «нам всучили веник Джексона, а в обмен мы ничего не получили». С нашими надеждами от вступления Россия в ВТО придется теперь расстаться. Бизнес и политика - вещи суровые, не зависящие от красивых слов и гуманитарных высказываний.
Хотел бы заметить, что, не смотря на процветающее у нас самобичевание, мол, чего мы еще можем противопоставить, американцы прекрасно понимают, что реально мы можем очень серьезно с ними конкурировать. Если они вводили поправки даже против украинской стали, против приднестровских изделий и технологий, то что уж говорить о российской промышленности. Причем, в отношении Украины и Приднестровья формулировки даже не прикрывались какими-нибудь оправданиями, просто не нравится, и все тут. А где тут свободный рынок? Их не интересует. В «поправках Магницкого» также имеется лишь лицемерное прикрытие разбоя.
На самом деле, на коммерческом российско-американском фронте по-прежнему без перемен. «Веник Джексона-Вэника» выкинули, заменив его «метлой Магницкого», а суть не переменилась, так что это смена шила на мыло.
1. неточность