По меркам Ярославской земли, город Рыбинск молод – ему всего 235 лет, тогда как, например, Ростову Великому нынче исполнилось 1150 лет (точнее, это дата его первого упоминания в исторических источниках), Угличу – 1075 лет, Ярославлю – 1002 года. Ростовская епархия была образована еще в 991г. Вслед за ее первым архипастырем, священномучеником Леонтием, убиенным язычниками, просиял целый сонм Ростовских святителей. Эта же благословенная земля взрастила игумена всея Руси великого Сергия. Невозможно обойти молчанием подвиги святителя Димитрия, митрополита Ростовского, тем паче, что 21 сентября (4 октября) исполнилось 260 лет со дня обретения его мощей. Он немало сил положил на преодоление язвы раскола в Русской Церкви и на духовное просвещение не только вверенной ему митрополии, но, через свои боговдохновенные книги, – и всей России. Нам невозможно оторвать своих сердец что от Ростова Великого, что от Ярославля. Ради удобства управления прежняя Ярославская епархия разделилась административно, но братство во Христе будет сохраняться, Бог даст, до скончания века.
На территории вновь учрежденной (15 марта 2012 г.) Рыбинской епархии до образования централизованного Русского государства были свои князья, причем, некоторые из них прославлены в лике святых. Они устраивали здесь не только государственную, но и духовную жизнь. Часть городов получила названия своих основателей, примером чему послужил Ярославль, носящий имя благоверного Вел. Князя Ярослава Мудрого. Так благоверный князь Роман Угличский основал в конце XIII в. город Романов. Город Данилов основан благоверным князем Московским Даниилом. Город Любим основал царь Иоанн Васильевич Грозный. В 1321г. Ярославское княжество разделилось, из него выделилось Моложское с центром в городе Мологе, который стоял при впадении реки Мологи в Волгу. Постепенно малые княжества подчинились Москве, чтобы сообща строить Великую Русь, мощную и несокрушимую, грозную для врагов. При Вел. Князе Иоанне III были присоединены к Москве Ярославское и Моложское княжества. Последним из русских княжеств было упразднено Угличское, после мучениеческой кончины царевича Димитрия, сына Грозного Царя. Там, где река Шексна впадает в Волгу, издавна водилось множество рыбы. Именно отсюда при Великом Князе Иоанне III стала поставляться рыба к великокняжескому столу, по каковой причине и возникла Рыбная слобода. После переноса столицы в С.-Петербург Рыбная стала транспортным узлом, который связывал Поволжье с портами Балтийского моря и с Севером. С Волги шел хлеб на экспорт в Европу. Получив при Императрице Екатерине Великой (в 1777 г.) статус города, Рыбинск, как он стал теперь называться, превратился в деловой центр. Молодой город богател, не забывая, однако, и о благочестии. Ибо в нем усердием купцов были построены великолепные храмы. Главная улица города называется Крестовой. Она вела от Спасо-Преображенского собора к Крестовоздвиженскому храму (который не сохранился). В ходе индустриализации город стал промышленным центром, причем, значительная часть предприятий работала на «оборонку». В 1980-е годы Рыбинск насчитывал 250 тыс. жителей. Сейчас – 200 тыс. Это печальный факт. Может быть, поэтому Рыбинск так нуждается в архиерейской кафедре, ибо ни один другой из окрестных городов не имеет столь удручающей статистики. Рыбинску необходим мощный духовный импульс. Поэтому перед нашим владыкой – обширное поле деятельности и великая степень ответственности. Ибо промыслом Божиим он поставлен перед задачей - вдохнуть жизнь в умирающий город.
22 августа (по гражд. стилю) 2010 г. в праздник Собора Соловецких святых за литургией в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря Патриархом Московским и всея Руси Кириллом архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа. За два дня до того Святейший совершил чин наречения его во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. При этом наш теперешний владыка сказал, обращаясь к Патриарху и всему освященному собору: «Сегодня я, недостойный, призываюсь к служению архиерейскому, «к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Всем сердцем сознаю, что вместить этот подвиг и нести его до конца может только тот, кто обречет себя на «мученичество всей жизни», как называет служение пастырское святой Иоанн Златоуст, и кто, «не давая сна очима своима и веждома дремания» (Псал. 131:4), будет неустанно, по слову св. ап. Павла, «внимать себе и всему стаду» (Деян. 20:28). Поэтому сокрушаюсь сердцем и трепещу перед принятием великой благодати архиерейства в «скудельный сосуд» моей души».
Закончил свою речь наш владыка следующими словами: «Для меня знаменательно и то, что моя хиротония должна совершиться на святой земле Соловецкой, Русской Голгофе ХХ века, политой кровью мучеников Российских. В их сонме сияют и Ярославские новомученики, в подготовке материалов к канонизации которых мне довелось принять участие. Надеюсь на их помощь и предстательство. И сегодня, в эти священные минуты моей жизни, прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, богомудрые архипастыри, вознести ваши святительские молитвы к Престолу Господа нашего Иисуса Христа о ниспослании на меня через Таинство епископской хиротонии Божественной благодати, чтобы мое служение архиерейское было спасительно для меня и послужило к пользе Церкви Христовой».
* * *
Под непосредственным руководством владыки Вениамина шла подготовка материалов для канонизации новомучеников Ярославских, в числе коих сияет незаходимой звездой и священномученик Вениамин, епископ Романовский. Его имя и получил в монашеском постриге (который совершился в 2003 г.) наш владыка.
Остановимся же кратко на основных вехах жизненного пути названного святого. Родился священномученик Вениамин в 1871 г. в семье сельского пастыря из Угличского уезда . По окончании Ярославской духовной семинарии и Московской академии подвизался на ниве духовного просвещения – в Кутаисе, Тифлисе, Вятке, Вологде, наконец, - в Ярославле. Здесь, будучи мiрянином, он преподавал Священное Писание и руководил семинарским хором. В 1918 г., после закрытия семинарии, - преподавал в общеобразовательной школе. В 1921 г. съезд духовенства и мiрян Тутаевского уезда избрал его кандидатом на замещение Тутаевского викариатства (древний город Романов-Борисоглеск был переименован в 1918 г. в Тутаев – в честь 20-летнего красноармейца Ильи Тутаева, погибшего в июле 1918 г. в ходе подавления Ярославского восстания). Немало требовалось мужества, чтобы в разгар гонений на Православие принять монашеский постриг и хиротонию. Но Василий Константинович Воскресенский видел, насколько необходима его помощь митрополиту Ярославскому и Ростовскому Агафангелу. Он готов был принести себя в жертву Христу и народу Божию. В том же, 1921 г., он стал епископом Романовским.
В 1922 г. митрополит Агафангел был арестован ОГПУ, одновременно с этим в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление. Тогда православная паства ярославской земли сплотилась вокруг владыки Вениамина, осудив обновленческий раскол. Вскоре был арестован и епископ Вениамин. Он пробыл в заключении до 1926 г. По выходе на свободу, владыка ревностно служил и проповедовал в храмах Ярославской епархии. В 1927 г. после проповеди в г. Пошехонье, по доносу, он был вновь арестован. В ходе следствия владыка дал следующие объяснения: «Я... говорил... о научном просвещении, что полнота научного просвещения ведет к вере, а к неверию ведет недостаток такового... Указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом... Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности, о постах говорил, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы. Современное неверие между прочими причинами держится не оттого, что люди стали более сознательными, а наоборот, - недостаточной сознательностью... Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти... моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти». За свою проповедь епископ Вениамин был на три года отправлен в ссылку в Казахстан. Здесь он не прерывал связь со своей паствой – общался с помощью писем через посыльных, а главное – молился. В 1929 г. по всей стране прошли массовые аресты. Православных людей с активной жизненной позицией выявляли и фабриковали против них дела, ставя в вину создание «контрреволюционных организаций». Была открыта переписка владыки, и на ее основании начато новое дело. Он и еще 29 человек были арестованы в г. Уральске. На предъявляемые обвинения владыка отвечал: «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института». В ходе следствия владыку парализовало – перестала действовать правая половина тела. Он был помещен в тюремную больницу. 10 сентября 1931 г. был оглашен приговор: епископ Вениамин приговаривался к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Но приговор невозможно было привести в исполнение, т.к. уже 5 октября владыка скончался в тюремной больнице. Он был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г.
Конечно, не так просто епископу Рыбинскому Вениамину управлять вновь образованной епархией. Но владыке Вениамину Романовскому было куда тяжелей. И мы верим, что целожизненный подвиг последнего будет озарять нетленным небесным светом стези нашего архиерея во время всевозможных испытаний, без которых не обходится жизнь христианина, тем более архипастыря.
11 сентября 2010 г. Святейший, в ходе визита на Ярославскую землю, посетил и рыбинский Спасо-Преображенский собор, ставший теперь кафедральным. Патриарх сказал тогда теплые слова в адрес строителей и восстановителей собора; призвал молиться подвижникам благочестия, каких дала России Рыбинская земля. Святейший особо тогда выделил праведного воина Феодора (адмирала Ушакова), его дядю – преподобного Феодора Санаксарского; преподобного Серафима Вырицкого (с которым лично общался). Отметил Патриарх и труды знаменитого в XIX веке проповедника, настоятеля рыбинского Спасо-Преображенского собора протоиерея Родиона Путятина. В заключение своей приветственной речи Святейший преподнес в дар собору образ Царицы Небесной и пожелал, в присутствии паствы, владыке Вениамину помощи свыше в его архипастырском служении в богоспасаемом Рыбинске.
Рыбинская епархия в настоящее время включает в себя 120 приходов и 8 монастырей. Приходы большей частью сельские. Владыке приходится много ездить. Однако он находит время для организации исследований по новейшей истории Церкви, чему свидетельством служит вышедший в 2012 г. первый том книги «Все мы – Христовы» (568 страниц), включающая в себя краткие жизнеописания, как причисленных к лику святых Новомучеников Ярославской епархии, так и многих других, достойных упоминания. Владыка Вениамин написал для этой книги пространное Предисловие. При его участии выходят и другие книги.
Помолимся же Господу, Царице Небесной и священномученику Вениамину, епископу Романовскому, чтобы Рыбинская епархия строилась владыкой Вениамином на прочном духовном основании, чтобы она процвела как крин и принесла плоды святости и благочестия, за что наш владыка был бы увенчан Христом Богом неувядаемым венцом в Царстве Небесном.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии