Анатолий Степанов: Отрадно, что власть не дрогнула под давлением защитников кощунниц

По словам главного редактора «Русской народной линии», итоги процесса над Pussy Riot свидетельствуют о росте роли Церкви в жизни общества

Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
656
Время на чтение 5 минут
Существует ли информационная война против Церкви? Кто ее ведет? Как ей противостоять? Где искать точки начала диалога? Церковь со властью или с народом? На эти вопросы в интервью порталу «Православие и мир» ответил Анатолий Степанов, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия».

По словам А.Степанова, общество, и это показали последние события, расколото в отношении Церкви. «Не является всем обществом та часть либеральной общественности, которая активно выступала против Церкви, нападала на Святейшего Патриарха, на официальных представителей Русской Православной Церкви. Эта группа не может отражать настроение всего общества. Хотя их стремление выставить себя в роли глашатаев общественных настроений – понятно. Но это стремление является безусловной ложью. Я вот тоже — часть российского общества, как и многие мои единомышленники, которые с одинаковых со мною позиций оценивают то, что произошло в Храме Христа Спасителя, что потом происходило вокруг процесса над этими кощунницами. Мы по-иному оцениваем отношения Церкви и государства. И таких людей, я знаю, много, и мы — тоже общество», - отметил главный редактор РНЛ.

По его словам, «можно констатировать, что отношение к Церкви у либеральной части общества, которая в значительной степени контролирует средства массовой информации и имеет большое влияние в столице и мегаполисах, изменилось». «Что же произошло? Разве Церковь стала учить чему-то другому, не тому, чему учила на протяжении предыдущих двадцати лет? Разве Церковь раньше не осуждала кощунства и общественные пороки? Нет. Всегда это было! Разве Церковь не сотрудничала с государством в прежние времена, например, в 90-е годы? Конечно, сотрудничала. Были налажены тесные отношения с государством и в регионах, где архиереи и губернаторы часто рука об руку работали над улучшением общественного климата, и на уровне высшего священноначалия и представителей верховной власти России. Почему же тогда сегодня вдруг появилась волна протестов против Церкви? На мой взгляд, произошло вот что: изменился вес и имидж Церкви в обществе. В девяностые и даже в нулевые годы либеральная часть общества относилась к Церкви как к институту, который нуждается в некой опеке, в сострадании – ведь Церковь совсем недавно была гонимой. Это был институт, который не имел серьезного влияния на умы элитной части общества», - продолжил А.Степанов.

Но, добавил он, за двадцать лет в Церкви произошли серьезные изменения. В нее пришло большое количество людей, занимающих активную позицию в жизни общества: это и бизнесмены, и политики, и журналисты, и ученые. И эти люди изменили образ Церкви из, условно говоря, Церкви «белых платочков» в Церковь большинства народа. Русская Православная Церковь стала серьезной силой. И стали нередкими случаи, когда Церковь стала выступать как власть имеющая.

В этом, по словам А.Степанова, кроется причина конфликта между Церковью и либеральной частью общественности, которая по привычке продолжала относиться к Церкви несколько покровительственно и испугалась ее изменившегося статуса.

«Когда возник политический кризис, вызванный выборами — парламентскими и президентскими, либералы попытались оказать откровенное давление на Церковь. Мы помним и письмо Березовского, и обращение других видных представителей либеральной общественности, в которых высказывалась или подсказывалась Святейшему Патриарху идея, что он должен занять некую роль третейского судьи между властью и оппозицией.

Святейший Патриарх поступил по-другому, так, как подсказывала ему совесть, понимание им ситуации и, думаю, молитвенный опыт. Он продемонстрировал, что Церковь поддерживает власть как институт стабильности в обществе. И тогда началась атака на Церковь», - отметил главный редактор РНЛ.

По словам А.Степанова, «идет информационная война в отношении Церкви». «Это очевидно. Изобретаются и будут изобретаться все новые и новые средства давления. Такова реальность. В этом нет ничего удивительного. На самом деле и следовало ожидать атаки мира, который основан на языческих в своей основе идеях, на Церковь, когда она начала поднимать голову, отвоевывать бастион за бастионом в обществе. Это не могло не привести к неизбежному конфликту. Но не следует драматизировать ситуацию. Эта неизбежность должна настраивать нас, православных верующих, мирян на то, что необходима наша активность. Надо ломать сложившийся образ Церкви: дескать, Церковь – это духовенство. Нет, и мы, миряне, как и духовенство, несем такую же ответственность за сохранение чистоты православия, за нашу Церковь», - продолжил он.

Как подчеркнул А.Степанов, мы должны активно поддерживать священноначалие в усилиях, направленных на отражение атак мира.

«И на самом деле – ничего нового здесь нет. На протяжении всех 2000 лет постоянно против Церкви шла война. Когда была православная государственность, эти атаки отражало государство. В другие эпохи Церкви самой приходилось принимать удар», - отметил он.

По словам главреда РНЛ, дело женской панк-группы, «выступившей» в храме Христа Спасителя, показало, что без взаимодействия Церкви и государства отражать эти атаки будет крайне сложно. «Да и бессмысленно заниматься этим. Ведь во власти сейчас много тех людей, которые открыто позиционируют себя, как православные христиане: политиков, государственных деятелей. А значит, защита Церкви является их личным делом, делом чести для них. Необходимо, чтобы и церковно-государственные отношения становились все более прочными, выстраивались системно. Сейчас они носят — и на региональном уровне и в центре – ситуативный характер. Губернатор хорошо относится к архиерею, значит и отношение к Церкви хорошее в регионе. Если по каким-то причинам относится плохо, то и отношения не очень складываются», - продолжил А.Степанов.

«На мой взгляд, это рецидив советского прошлого. Надеюсь, он будет изжит, и будут выстроены понятные, ясные церковно-государственные отношения, и государство станет открыто защищать Церковь. В деле женской панк-группы мы столкнулись с такой коллизией, на которой некоторые пытались спекулировать: статьи в законе об ответственности за кощунство у нас нет, и девиц осудили за хулиганство. И всевозможные защитники кощунниц попытались навязать мнение, что хулиганства никакого не было, пытаясь юридической казуистикой запутать дело, понятное любому человеку, имеющему нравственное чувство, — совершено преступление против Церкви. И те, кто его совершил, должны понести заслуженное наказание. Но пригодного для наказания инструмента государство не имеет. Если бы была в нашем законодательстве статья за кощунство, что, кстати, имеет место в некоторых европейских странах, то и проблем было бы меньше», - добавил он.

А.Степанов еще раз подчеркнул, что нельзя однозначно сформулировать, что такое российское общество сегодня, настолько оно неоднородно. «Есть запросы либеральной части общественности к Церкви. Они сводятся к тому, чтобы Церковь не поддерживала власть, чтобы была отвергнута вековая традиция русского православия – традиция соработничества Церкви и государства, симфонии Церкви и государства (а это было на протяжении веков за исключением советского времени, хотя в некоторые периоды отношения между ними складывались непросто). Патриотическая часть общества стремится к тому, чтобы эти церковно-государственные отношения становились все более тесными, поскольку видит в этом залог безопасности Церкви, расширения возможностей Церковной проповеди и стабильности в развитии общества», - добавил он.

«Для либеральной части общества вера и Церковь – частное дело, а потому представители этой части общества выступают против того, чтобы Церковь проповедовала в школе, окормляла воинов. Они пытаются загнать Церковь в гетто. Получается, что у либеральной части общественности и у патриотической – разные запросы к Церкви, исключающие друг друга. Другой вопрос, какая точка зрения станет доминирующей», - подчеркнул А.Степанов.

По его словам, в ходе процесса над кощунницами, «встал вопрос ребром: будет ли кощунство осуждено, или власть поддастся давлению авторитетов либеральной общественности, зарубежных певцов и певичек, проявит слабость, — и тем самым дезориентирует церковное общество, спровоцирует верующих на некие неадекватные действия». «И то, что власть не дрогнула под давлением, что состоялся суд, на котором кощунство в православном храме было названо серьезным преступлением, а развязные девицы получили реальный срок, – это очень важно. Я думаю, что это наглядно демонстрирует, что роль Церкви в жизни общества растет, и мы на правильном пути», - заключил Анатолий Степанов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кощунство в Храме Христа Спасителя
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Циничный плевок в лицо гражданам России
Международный Фонд славянской письменности и культуры требует расследовать провокацию «Pussy Riot»
08.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии