Почему именно эта икона была подарена? Идея была инициирована мною еще в 2008 году, когда, с одной стороны, Косово провозгласило о своем отделении от Сербии, а, с другой стороны, буквально через 2 недели после этого, 2 марта, Патриарх Алексий II в России прославил Августовскую икону Божией Матери. Тогда для меня эти два события, казалось бы, далекие и разные, тем не менее, соединились.
Ведь Августовская икона явилась в начале Первой мировой войны русским воинам в Августовском лесу, в ночь с 31 августа на 1 сентября. Именно после этого явления русская армия одержала одну из первых побед в Первой мировой. Но в эту войну Россия вступила, руководствуясь мыслью о защите братской единоверной Сербии, и явление Божией Матери было воспринято как благословение на эту священную войну в защиту славянства. Стало быть, эта икона имеет отношение не только к нам, к русскому воинству, но и к сербскому народу. Вот тогда и возникла мысль, что эту икону должны узнать и в Сербии.
Поскольку я уже бывал в Сербии несколько раз, у меня складывались хорошие отношения с секретарем Патриарха, я поделился с ним этой мыслью. Он поддержал и благословился у Патриарха на написание этого образа и принесение его в Сербию. Было ясно, что икона, которой предстояло стать первой в Сербии, должна быть большой, написанной в византийско-балканском стиле, распространенном в Сербии. Образ заказали петербургскому иконописцу Ростиславу Мартиновичу Гирвелю, который работает в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Ему тоже пришлось проделать большую работу по переводу живописной иконографии в каноническую. Он прекрасно справился с этой творческой задачей и написал первый образ «Августовская победа» в древнем каноническом стиле. Икона была заказана большого размера в 1,5 метра высоты.
Но сбор средств, разработка иконографии, написание иконы заняли определенное время. К тому же, когда была написана икона, возникла мысль написать две таких иконы, чтобы одна была в Сербии, а другая в России. В итоге, только в этом году мы смогли икону доставить. Здесь мы благодарим православную школу «Лужки», которая предоставила автобус и собрала педагогов и детей в количестве 20 паломников, с которыми мы отправились по Европе, получив благословение Сербского Патриарха и нашего правящего архиерея.
Мы проехали через страны Прибалтики, Польши. Особенно трогательно было посетить те места, где явилась икона - города Мариамполь и Августов. Православные поляки встретили образ в Августове с большой радостью и сказали мне, что и у них должна быть такая же икона.
В самой Сербии мы попросили составить программу паломнической поездки с иконой таким образом, чтобы посетить места, связанные с памятью о Первой мировой войне, о Государе-Императоре Николае Александровиче, который был почитателем и прославителем этой иконы. Это он настоял на том, чтобы Синод собрал комиссию по исследованию этого чуда, по результатам которого было принято решение о подлинности чуда. Конечно, мы не забыли и воинов Второй мировой войны и попросили обязательно включить в маршрут поездки места, связанные с ней. Получилась уникальная поездка по Сербии с иконой Божией Матери. Мы посетили многие монастыри и храмы, Косово поле, монастыри Грачаницы, Высокие Дечаны, Зочиште и не раз слышали слова сербов: «Спасибо, что вы приехали, спасибо, что принесли икону».
Но особенно трогательно было посетить места, связанные с Первой мировой войной. Мы побывали на месте Церской битвы. У нас в России немногие знают о ней. Она произошла в августе 1914 года, когда австрийские войска вторглись в Сербию, и на Церских высотах их встретила продуманная оборона сербов под руководством Радомира Путника и Степы Степановича - сербских воевод. Австрийцы, уверенные в блицкриге, потерпели здесь сокрушительное поражение и вынуждены были отступить в пределы Австрии. Эта победа произошла на Преображение, в дни, когда мы и были в Сербии. Там название иконы «Августовская победа» вдруг наполнилась новым сербским смыслом. Для сербов словосочетание «Августовская победа» означает победу на Цере. Это была самая яркая победа сербов в Первой мировой войне. Там стоит огромный монумент, создан музей, установлены бюсты героев. Когда там увидели, что русские пришли помянуть сербских воинов, было воспринято с такой радостью и благодарностью, что на это время были закрыты все сувенирные киоски, все сотрудники музея пришли посмотреть и поучаствовать в нашей службе. Сербы, конечно, любят Россию, но когда они увидели, что мы неравнодушны к памяти их солдат - это был глубокий, трогательный момент.
Также мы посетили в Белграде место погребения русских воинов в Первой мировой войне, сражавшихся на Балканском фронте. На кладбище Новиграбля есть особый участок, который называется «Монумент русской славы». Он воздвигнут в 1920-х годах русской эмиграцией. На нем изображен и георгиевский крест, и русский герб, и русский воин в узнаваемом мундире Первой мировой с надписью: «Спите, орлы боевые». Там погребено более 1000 русских воинов, и это единственный памятник русским воинам Первой мировой войны на земле! К сожалению, приходится с горечью говорить, что он не на русской земле, вдали от России. Этот памятник является укором всем нам, что мы здесь, в России не помним своих героев, не почитаем их имена. Там мы помолились, отслужили панихиду, вспомнили те миллионы солдат, которые положили свою жизнь на фронтах Первой мировой.
Мы также побывали на местах других сражений Первой мировой и везде молились перед Августовской иконой Божией Матери. Получился такой большой крестный ход, который открывал для сербов Августовский образ, связывающий нас духовными и воинскими традициями.
Но мы посетили и места, связанные со Второй мировой войной, поскольку ее солдаты, по сути, завершили то, что не смогли сделать солдаты Первой мировой. Мы побывали на мемориале Шумарица в городе Карагуево. Это место массового расстрела фашистами мирных сербов, когда было расстреляно от 3 до 6 тысяч сербов за то, что в школе этого города укрывали партизан. Немцы расстреляли всех педагогов и детей школы, которых застали в этот день и вместе с ними многих жителей города. Там сейчас разбит большой мемориальный парк, где мы тоже у монумента детям вместе с нашими русскими детьми вознесли молитву.
В воскресенье мы посетили мемориал советским воинам в городе Субботица на севере Сербии. Этот город освобождала третья армия Украинского фронта. При его освобождении погибли сотни тысяч советских воинов уже буквально в последние месяцы войны. Там существует братское погребение со множеством могил и имен. Слава Богу, сербы это хранят, ухаживают. Мы не увидели никакой заброшенности, забвения. Среди имен воинов было одно имя, которое особенно заставило приехать в этот город - Григорий Михайлович Клубов, это дед моей матушки, Татьяны. Я ездил туда со своим сыном. Он на сербской земле оказался на могиле своего прадеда. И когда я потом спросил, какие у него впечатления о Сербии, он ответил: «Самое сильное впечатление, когда я побывал на могиле своего прадеда». Для него Сербия стала родной землей, за которую его прадед пролил кровь и покоится в этой земле.
В завершение паломничества была встреча с Патриархом Иринеем. Он сам пожелал принять Августовский образ. Мы сообщили об этом событии Ольге Николаевне Куликовской-Романовой, поскольку она является особой почитательницей иконы. Известно, что еще в отрочестве ей, 14-летней девочке, в Белграде было явление Матери Божией, из которого она запомнила особенно десницу, указующую на Запад. И лишь позже она отождествила Матерь Божию, явившуюся ей, с Августовским образом. Благодаря ей были собраны материалы по этой иконе и во многом Ольга Николаевна помогала самому прославлению образа в 2008 году в России. Поэтому, когда она узнала, что икона принесена в Сербию, где она родилась, выросла, училась и где ей явилась Матерь Божия, она отложила все свои дела и специально, только для этого прилетела в Белград и участвовала в торжественном акте передачи иконы.
Патриарх Ириней с любовью принял и наших детей, каждого благословил, у каждого спросил имя. Было чувство, что это его родные дети. Молитвенно принял икону Божией Матери, помолился пред нею. Его секретарь спросил, где бы мы хотели, чтобы икона была установлена. Мы в свою очередь спросили, есть ли в Белграде храм, связанный с памятью Первой мировой войны? Нам ответили, что это храм Александра Невского, построенный в благодарность России за помощь в освобождении Балкан, за помощь в Первой мировой войне. В этом храме есть памятные доски с именами героев, есть памятный образ, написанный в честь Царя-мученика Николая II и особая доска со словами благодарности русскому Царю.
Так что икона будет помещена в храме Александра Невского и станет еще одной его святыней. Эта икона стала первым Августовским образом Божией Матери в Сербии. Мы высказали мысль Патриарху Иринею, что было бы чудесно, если бы эта икона в самой Сербии также была внесена в календарь как и в России. По сути, это событие стало началом почитания и прославления Августовской Богоматери на Сербской земле, которое является зримым олицетворением нашего и духовного, и воинского братства.
Теперь существуют в Сербии и России две полные копии Августовской иконы Божией Матери и 14 августа, в праздник иконы мы будем молиться одновременно и в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье и в Сербии.
За 10 дней поездки было столько впечатлений, что их невозможно выразить в кратком комментарии, и я считаю своим долгом их записать. Где, как встречали икону, какие были чудеса и знамения в связи с этим, и надеюсь, что читатели «Русской народной линии» смогут познакомиться более подробно с хроникой паломничества с Августовской иконой в Сербию.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург)