Сотрудничать со следствием диаспорам предлагают по ряду статей Уголовного кодекса: убийство, изнасилование, избиение, приобретение и хранение наркотиков и возбуждение национальной ненависти. Разработчики закона утверждают, что значительное количество преступлений в России совершается выходцами из кавказских республик и нелегальными мигрантами. Между тем, преступникам часто удается избежать наказания, так как их покрывает диаспора, и она же оказывает давление на следствие и потерпевших. Руководители диаспор, как правило, хорошо осведомлены о подробностях дела и местонахождении подозреваемого, говорится в пояснительной записке. Поэтому они могли бы оказать помощь правоохранителям в раскрытии преступления, считают авторы законопроекта.
Какое наказание последует в случае отказа сотрудничать со следствием, в предварительном варианте законопроекта не указано. Журавлев предполагает доработать свою инициативу. «Откуда-то взялось мнение, что преступник не имеет национальности. Имеет. Я могу перечислить, кто на чем специализируется, а полиции это известно как дважды два», - сказал А.Журавлев. «Преступление, совершенное представителем диаспоры, должно быть не только головной болью правоохранительных органов, но и проблемой общины, - уверен депутат. - Правонарушители должны знать, что не найдут защиты у соотечественников. Такой подход на деле показал бы, что диаспоры готовы к культурном диалогу».
Законопроект Журавлева стал ответом на инициативу его коллеги по фракции Шамсаила Саралиева, который недавно предложил отказаться от обозначения национальности в СМИ. «Если в Госдуме кому-то стыдно, что его соотечественники совершают преступления, это надо не замалчивать, а исправлять ситуацию, - заявил Журавлев. - Наивно полагать, что если дагестанец или чеченец совершил какой-то проступок и о нем не узнали, то ситуация с преступностью улучшится».
В связи с этим корреспондент издания попросил православных священнослужителей выразить свое отношение к законодательным инициативам А.Журавлева и Ш.Саралиева.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заметил, что помогать следствию – «это вообще гражданский долг, тем более для тех, кто считает себя представителями какой-либо из диаспор и могут оказать реальную помощь». «Но каким образом диаспоры заставят помогать, если они представляют собой общественную организацию? Или их наделят каким-то юридическим статусом? Но тогда это только укрепит их и без того прочное положение, придаст им авторитет среди гражданских общественных организаций. А наше общество совершенно в этом не нуждается. Если власти хотят, чтобы диаспоры способствовали укреплению стабильности в обществе, то и сегодня у них есть для этого все возможности», - уверен священник. «Я вообще не вижу необходимости менять законодательные акты. У нас проблема не в том, что нужно новые законы вводить, а в том, что существующие законы не работают. Надо добиваться, чтобы общество придерживалось действующего законодательства», - сказал он.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что инициатива Ш.Саралиева является неисполнимой. «Запретить СМИ указывать национальность вряд ли возможно: это их право. Сам депутат исходит здесь, по-видимому, не из нравственных принципов, а из разделения "свои – не свои". Речь идет о том же самом двойном стандарте». При этом инициатива А.Журавлева кажется ему «безусловно, хорошей, но также вряд ли выполнимой». «Я не вижу, с помощью каких именно юридических аргументов можно обязать к сотрудничеству, фактически "стучать". Можно высказать пожелание, но как можно обязать?» - задается вопросом пастырь.
«Вся эта история, как мне кажется, чистая публицистика. Публицистически понятно, что русские в большинстве случаев оказываются страдающей стороной, сталкиваясь с безобразиями, которые творят приезжие, объединенные в свои национальные кланы, старающиеся контролировать жизнь - особенно в малых городах. Почему мы не должны знать, кто этим занимается?» - заключил он.
Протоиерей Александр Шестак, кандидат юридических наук, полковник милиции в оставке, а ныне заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями убежден, что сотрудничество национальных диаспор со следствием возможно только на добровольной основе. «Иначе никакого результата не будет, - уверен он. - Поэтому надо продумать какие-то меры, которые могли бы подвигнуть руководителей этих диаспор к сотрудничеству. То, что могло бы положительно влиять на положение самой диаспоры на территории России: в их же интересах улучшить репутацию или иной диаспоры, адаптироваться к нашим условиям, с уважением воспринимать культуру и обычаи коренного населения».
«Предложение не указывать национальность представляется мне ошибочным. Если ты ничего плохого не делаешь, если на тебя можно положиться, то почему ты боишься указания национальности? Наоборот, это прибавило бы уважения. В советское время своей национальностью гордились. Она подчеркивала культурное своеобразие в семье народов. То, что именно представители определенных диаспор связаны с конкретными сегментами криминального мира, нужно, конечно, серьезно анализировать. Закрывать на это глаза было бы неправильно - именно это и препятствовало бы мирной жизни разных народов в одной семье. Но в семье существует и своя иерархия. Настоящая семья невозможна без любящего отца. Если все признают главенство какого-то одного народа, все вопросы снимаются. В.Путин указал на государствообразующую роль русского народа, да и Р.Кадыров заявил, что русский народ - главный в семье народов. Но на нем и ответственность больше, и он должен заботиться и учитывать пожелания малых народов, которые должны соотносить их с культурой коренного населения, нравственными нормами. Нужна, конечно, целая программа для того, чтобы гармонизировать межнациональные отношения. Все очень взаимосвязано», - заключил священник.
Протоиерей Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, согласен с тем, что «значительная часть, - по некоторым статьям может быть, даже большая часть преступлений и впрямь совершается приезжими из южных республик». «Но какой закон ни принимай, если диаспоры не захотят сотрудничать, то и не будут. Примут, допустим, этот закон, диаспоры заявят, что они готовы сотрудничать, а на самом деле будут всячески от этого уклоняться. Ведь у нас сплошь и рядом законы принимаются, но не действуют. Нужно сначала найти какой-то ключ, какой-то код, чтобы законы в России стали действовать. Без этого принимать даже очень хорошие законы бессмысленно. Найдется тысяча вариантов, чтобы их обойти, извратить, истолковать по-своему. Это предложение бессмысленно, потому что у нас нет самого главного – что заставляет течь жизнь именно в правовом пространстве. Поэтому у нас все так бесправно и асоциально. К сожалению, это так. И я не вижу пока никаких перспектив, чтобы это изменить. Можно принять любой закон. Только это ничего не изменит. Дай Бог, чтобы хуже не стало», - заключил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, полагает, что «та и другая инициатива имеет определенные рациональные основания»: «Мы прекрасно понимаем, что не всегда преступления совершаются на национальной почве. Педалировать именно национальный мотив в преступлении было бы неосмотрительно и не очень хорошо в многонациональной стране, где легко накалить напряженность между народами. Поэтому только в тех случаях, когда все однозначно доказано, и невозможно объяснить преступление без привлечения национальной почвы, тогда об этом и следует говорить. В иных случаях это будет некорректно и оскорбительно».
«Идея, что диаспоры должны сотрудничать со следствием, тоже понятна. Действительно, в определенных случаях диаспоры должны предоставлять необходимую следствию информацию. Но в нашем законодательстве и так закреплена норма, которая обязывает граждан РФ способствовать правосудию и предотвращению преступлений. Поэтому не знаю, стоит ли законодательно регулировать сотрудничество именно диаспор со следствием. В моральном и нравственном плане само собою разумеется, что представители национальных сообществ, землячеств должны помогать следствию в установлении истины - хотя бы для того, чтобы на всю национальность не легло пятно, чтобы виновный был наказан, но не обвиняли весь народ», - заключил он.