Православие на Американском континенте

Рассуждения игумена Кирилла (Сахарова) о судьбе Русской Церкви в США

0
558
Время на чтение 5 минут
В 90-е годы, посещая Иркутск, в Знаменском монастыре за алтарем собора на могиле купца Шелехова я совершил заупокойную молитву по старому обряду. Шелехов был основателем первых постоянных русских поселений на Американском континенте. В конце XVIII века на Аляску направилась православная миссия из валаамских монахов во главе с архимандритом Иоасафом. Добирались они из Петербурга 9 месяцев. Один из участников миссии иеромонах Ювеналий принял на Аляске мученическую смерть. Сорок лет трудился здесь старец Герман. В 1799 году архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископы для Аляски. На обратном пути корабль попал в шторм и все, кто был на нем, погибли. Епископ на Аляске появился только в 1840 году. Это был Иннокентий (Вениаминов), служивший в Иркутской епархии простым священником. Мне довелось общаться с его потомком о.Иннокентием. Несколько лет тому назад он умер, будучи епископом одной из ветвей катакомбников.

В 1867 году Россия была вынуждена продать Аляску. Договор о передаче Аляски сопровождался целой серией секретных статей, неопубликованных до сих пор. Надо бы разобраться. Специалисты считают, что можно было бы попытаться предъявить права на Аляску. Срок аренды давно истек, и никто не вспоминает про договор, кроме, пожалуй, певцов группы «Любэ».

Неплохо было бы провести научно-практическую конференцию по этой теме. Важным для меня открытием было то, что когда шли переговоры о продаже Аляски епископ Иннокентий добился, чтобы в договор был внесен пункт о том, что все храмы на Аляске остаются в собственности Русской Церкви. Этот пункт, однако, был проигнорирован…

Вообще тема, обозначенная в заголовке этой заметки, мне очень близка, т.к. начало моего воцерковления связано с чтением в журнале «Православный вестник», издававшемся на Украине, сообщений о предоставлении автокефалии Американской Православной Церкви.

В XIX веке на территорию США начали переселяться в большом количестве православные из разных стран. Все они в церковном отношении подчинялись русским православным епископам, находившимся здесь. Кроме того, у значительной части униатов, приехавших из Австро-Венгерской империи, были напряженные отношения с Католической церковью. По этой причине многие из них переходили в Православие. После октябрьского переворота, когда позиции РПЦ серьезно ослабли, другие Православные Церкви стали простирать свою юрисдикцию на США. Самой большой православной диаспорой здесь была греческая. Уже в начале 20-х годов Константинопольский Патриархат учредил здесь свою архиепископию. Около 200 тыс. православных относятся к Антиохийскому Патриархату (а всего их здесь около 5 млн).

В настоящее время в Америке присутствует более двух десятков православных юрисдикций, в том числе 4 украинские, 2 белорусские, 3 румынские и т.д. Между собой они находятся в разных отношениях, как и в отношении своих Материнских Церквей. Отдельно нужно говорить о Русской Зарубежной Церкви со своим уникальным Джорданвилем. Но вернемся к истории Православия на Американском континенте. Как известно, Патриарх Тихон, будучи еще архиепископом, много потрудился здесь. При нем центр епархии перенесен в Нью-Йорк и был построен Свято-Никольский собор. Переводились богослужебные книги на английский язык. Владыка Тихон предложил предоставить Американской Церкви автономный статус. Всего накануне октябрьского переворота в Америке было несколько сот тысяч православных. До 1921 года даже Константинопольские Патриархи согласовывали с Русской Церковью посылку своих епископов в Америку.

Последний предреволюционный архиерей Америки архиепископ Евдоким, выехавший в Россию для участия в работе Поместного Собора, обратно не вернулся. Более того он уклонился в обновленчество. Кстати, обновленцы имели здесь своего представителя Иоанна Кедровского, которому удалось овладеть Свято-Никольским собором и архиерейской резиденцией. В 1924 году митрополит Платон в г. Детройте на Соборе явочным порядком провел постановление о временной автономии. Когда Патриарх Тихон освободил его от управлением американской епархией, он это проигнорировал. В 1933 г. митрополит Сергий направил в Америку настоятеля Трехсвятительского Подворья архиепископа Вениамина (Федченкова) для изучения ситуации. Следствием миссии владыки Вениамина было запрещение митрополита Платона, который односторонне разорвал связь с Матерью Церковью. В 1946 году Всеамериканский Собор в Кливленде подавляющим большинством голосов постановил просить Патриарха Алексия I принять американскую епархию в свою юрисдикцию на правах автономии. Когда же на будущий год в США прибыл представитель Патриархии – митрополит Григорий, то преемник митрополита Платона митрополит Феофил от встречи с ним уклонился. С конца 60-х годов начинаются интенсивные переговоры. РПЦ представлял деятельный митрополит Никодим (Ротов). Переговоры завершились снятием запрещения и предоставлением автокефалии. Отдельным списком несколько десятков приходов были оставлены в лоне РПЦ. По количеству верующих и храмов Американская Автокефальная Церковь соотносима с Польской Православной Церковью – в ней так же около 1 млн верующих и около 650 приходов и 25 монастырей. Самый известный монастырь – Свято – Тихоновский, а самая известная духовная школа – Свято-Владимирская семинария.

Предоставление автокефалии Американской Церкви вызвало болезненную реакцию греков, которые претендовали на прерогативу в решении подобных вопросов и опасались потери своей богатейшей епархии в Америке. Вскоре после получения автокефалии от Московского Патриархата, Американская Православная Церковь перешла на новый стиль (не полностью все приходы, но подавляющее большинство). Помню, как в ОВЦС на одном из собеседований я обратил на это внимание протоиерея Кишковского, как на одно из негативных последствий отделения от Матери-Церкви. Действительно, Американская Автокефальная Церковь стала стремительно американизироваться. Главным идеологом этого был протопресвитер Александр Шмеман – большой поклонник американского государственного строя.

Вообще, жизнь в Америке побуждает к религиозной терпимости, к признанию американской модели жизни наилучшим идеалом. Очень сильно влияет на православных американцев плотное инославное окружение, что провоцирует модернистские и либеральные тенденции. Интересно, что в Америке никогда не было государственной религии. Это невозможно, потому что Америка – страна религиозных диссидентов и вообще принадлежность к какой-либо церкви – один из признаков американизма. Впрочем, можно признать, что позиции католичества достаточно сильны в Америке – католиков здесь до четверти населения (во многом это переселенцы из Ирландии и Польши). Католическая церковь в Америке имеет более 200 с половиной университетов и колледжей. Кстати, католиком был президент Кеннеди. Влияние здесь католичества объясняется еще и тем, что оно более-менее монолитно, в отличие от продолжающего дробиться протестантизма. Случайна ли в этой связи мощная компания по дискредитации католического духовенства в связи с обвинениями в педофилии? Странная избирательность – ведь, скажем, в Голливуде это явление имеет массовый характер, тем не менее, в качестве основного объекта нападок избрали Католическую церковь. На втором месте по количеству верующих в Америке – баптисты. Очень много здесь иудеев – раза в два больше, чем в Израиле. Половина из них живет в Нью-Йорке. Евреи в Америке – очень большая политическая, экономическая и религиозная сила.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Пока еще Русская Америка

О Русской Америке мы знаем по прежнему мало. А чего стоит только такое имя - Семен Иванович Яновский (1789 - 1876). Начал свою морскую службу в 1814 году, и во время освобождения Голландии от наполеоновских войск участвовал в русском десанте при осаде крепости Бац. Награжден медалью «За взятие Парижа». С 1816 года – в составе четвертой русской кругосветки вышел из Кронштадта старшим офицером на «Суворове». При посещении Кабо-Верде писал: «…Мы жалели, что судьба вместо наших колоний в Америке не дала нам острова Зеленого мыса», но ему предстояло самому связать свою судьбу с Аляской. Он женился на дочери правителя Русской Америки Александра Баранова, что придало ему авторитет среди аборигенов, которого не было у Гагемейстера. В 1819 году он стал главным правителем Русской Америки, и пробыл в этой должности два года (официально, в реальности около 4 лет – вместо Гагемейстера). Вскоре Яновский отправился в инспекционную поездку, и на острове Кадьяк познакомился и сблизился с преподобным Германом Аляскинским, который стал его духовным отцом. Главными источниками сведений о жизни и внешнем облике преподобного по сию пору служат материалы Яновского. Точно также именно он сохранил архивы Баранова. После возвращения в Россию, и в 1834-51 гг. был начальником Кажуской губернской гимназии, и именно в это время (в 1844 – 1849 гг.) в калужской гимназии учился будущий выдающийся русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев. Это не просто совпадение дат, - несмотря на то, что лично Яновского в своих воспоминаниях Леонтьев не упоминает, хорошо известно, как о том, что созданная в гимназии атмосфера сильно повлияла на будущего мыслителя, так и то, что дух благочестия и учености, характеризующий жизнь гимназии, был создан именно С.И. Яновским, часто ее посещавшим. И хотя следующие двадцать лет Леонтьев с головой погружался в увлечения бурной молодости, интересно отметить, что и Яновский и Леонтьев, - в одно и тоже время дружили с одними и теми же людьми. Примером может служить тот факт, что Яновский преподнес свою книгу «Наставление моему крестнику Николаю К.» отцу Клименту Зедергольму: «Достойнешему и душою уважаемому Иеродиакону Отцу Клименту при искреннем почтении. От сочинителя». А именно отец Климент был одним из наиболее близких Леонтьеву людей (после его смерти, он написал о нем ныне многократно переизданную книгу, и сам принял имя «Климент» - именно в честь покойного друга). Семен Иванович окормлялся у преподобного оптинского старца Антония (Путилова), а в 1864 году, приняв постриг, удалился в Тихвинскую пустынь Калужской губернии. Как убедительно доказал Юрий Холопов, именно Яновский являлся одним из соавторов знаменитой книги «Преподобные старцы Оптиной Пустыни», - он прекрасно знал многих старцев и жизнь пустыни. Этот мир он покинул схимонахом Сергием. Оставил путевые записки о кругосветном плавании, «Записки о путешествии, совершенном в 1821 и 1822 годах из Америки в Петербург» и несколько других сочинений. Капитан второго ранга. Именем Яновского названа гора на острове Ситка.
Zaharia / 25.02.2012, 10:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
С урологами на дружеской ноге
О нелёгкой операции и её последствиях
27.11.2024
«Мы были накануне победы»
На Царском вечере, посвящённом Первой Мировой войне
26.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от Jason Bourne
13.12.2024 09:22
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
13.12.2024 09:20
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 08:32
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Александр Волков
13.12.2024 08:04
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 06:55
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Ленчик
13.12.2024 06:33