Не надо страшиться народа

Некоторые возражения на статью иерея Сергия Карамышева

0
1280
Время на чтение 7 минут
«Земную жизнь пройдя до половины, / Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины».

Так у Данте. А я, твердя наизусть эти строки, однажды обнаружил, что вместо слова «очутился», декламирую «заблудился». Меня поправляли, а я настаивал на «заблудился». Затем все-таки глянул в классические переводы и понял, что не прав. Но – будь у меня возможность встретиться с Данте, я бы ему подсказал, что «заблудился» точнее, чем «очутился». Хотя любой истинный поэт мне может и возразить в том смысле, что два рядом стоящие глагола «заблудился» и «утратив» – это уже форсирование для дураков. Утратил правый путь, значит – заблудился. Но – я, дурак, уже почувствовал, что не очутился, а заблудился. И мое ощущение все-таки было верным.

Вот и читая на «Русской народной линии» статью иерея Сергия Карамышева «Казнь Христа как торжество народовластия», я споткнулся уже в заголовке на слове «народовластия» и не поверил, что народ, скажем так осторожно, в большинстве своем – суть человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, столь ужасен.

Однако сначала приведу доводы уважаемого иерея: «Идеологами современного мiра, подотчетными им правителями и послушными работниками средств массовой информации вдалбливается в головы народов мысль: демократия как воля организованного большинства – это безусловное благо, а все противное демократии – безусловное зло.

Слово Божие учит нас другому: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх. 23, 2). Потому что все самые страшные беды человеческого рода явились следствием торжества народовластия.

Возьмем время перед всемiрным потопом. Один праведник противостоит целому мiру богоотступников. В течение ста двадцати лет он проповедует нечестивым покаяние, призывает их смилостивиться хотя бы над невинными младенцами, которые должны будут погибнуть за грехи родителей. Ответ на боговдохновенную проповедь – насмешки и злоба, обвинения в человеконенавистничестве, кичение силой абсолютно подавляющего большинства. Но Бог не раб большинства. Пришел потоп и погубил всех.

Возьмем дни пророка Илии. Один человек Божий противостоит организованно отступившему от Бога во главе с царем сонму сынов Израилевых. Подчинился ли человек Божий беззаконной воле большинства? Имело ли оно какой-то вес в глазах человека, которого, когда он был еще младенцем, повивали огнем ангелы? Он молил о наказании Божием, чтобы сломить злое упорство большинства.

Возьмем дни пророка Иеремии. На его долю выпало, наверное, самое тяжкое из всех пророчествований – возвестить о неминуемой гибели Иерусалима, града Божия, который Иеремия любил больше, чем все его противники вместе взятые. Его обвинили в политическом предательстве и ненависти к народу Божию. Его держали в яме, а потом, уже оплакавшего гибель города, убили.

Во дни пророка Даниила отроки Анания, Азария и Мисаил, когда все народы простерлись в прахе, поклоняясь истукану, противостали воле большинства, и этим поступком угодили Богу больше, чем любыми жертвами и всесожжениями.

Если бы в наши дни жил праведный Ной, его ославили ли бы сумасшедшим. Если бы в наши дни жил Илия и предал казни 850 лжесвященников и лжепророков, ему дали бы 850 пожизненных заключений за нарушение принципа толерантности, экстремизм и смертоубийство. Если бы в наши дни жил Иеремия, его просто расстреляли бы на шумных стогнах прямо среди бела дня. А Даниила, Ананию, Азарию и Масаила растерзала бы в клочья нынешняя ультратолерантная толпа, исповедующая религию общечеловеческих ценностей.

Сократа осудил на казнь Ареопаг большинством голосов. Но подлинным торжеством народовластия явилась казнь вочеловечившегося Бога».


Ну что тут можно возразить? Да, так оно и есть. Но это если я окажусь один среди неверных, хранящим зерно веры в Господа. А если я приду в храм, где все в Бога веруют, и начну их поправлять? В таком случае – я буду еретиком. Но как же мне в одиночестве своей правоты угадать, как мне попасть в игольное ушко Царствия Небесного?

Английский монарх, которому Церковь запретила жениться в очередной раз, вполне антинародно и антидемократично учредил Англиканскую церковь. А его нынешняя наследница, королева Елизавета, пригласила на женитьбу любимого внука уже даже и однополое семейство. Потому что, если можно было её предку церковь под свою женитьбу отредактировать, то почему ей нельзя содомитов под толерантность свою не приспособить?

А у самых благочестивых дохристианских народов такие проблемы решались просто. Например, древние греки считали, что законы им дали боги. И если кто хотел эти законы поменять, то его выслушивали. И демократично голосовали «за» или «против». Если большинство было против, то кидали этого человека варварским своим способом в пропасть. Если большинство была «за», то полагали, что это боги его устами даровали новый порядок.

Однако же, все это я бы почитал за варварство, если б не было и у меня мечты о соборности.

Дабы не пустословить, процитирую «Большую энциклопедию русского народа» с сайта Института Русской Цивилизации. Не потому, что Святому Писанию, цитированному иереем Сергием Карамышевым, доверяю меньше, чем всяким светским энциклопедиям, а потому что православному мыслителю А.С.Хомякову, на которого энциклопедия ссылается, я после долгих сомнений уподобился доверять. Вот что там написано:

«СОБОРНОСТЬ, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о церкви, которое присутствует в Никейском символе веры: "Верую во святую, соборную и апостольскую церковь". Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А.С. и Д.А. Хомяковых. "В вопросах веры, - писал А.С.Хомяков, - нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора». Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Развивая идеи И.В.Киреевского о духовной цельности, Хомяков пишет об особом соборном состоянии человека, истинной вере, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Д.А.Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию "лад" и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Основной принцип Православной церкви, писал Д.А.Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. "Соборность - это свободное единство основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности». Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с церковью на основе любви, т. к. полная истина принадлежит всей церкви в целом. В Православии человек находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, - Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий". Хомяков совершенно справедливо отождествляет принципы соборности и общинности как "сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога "».

И что же я могу возразить Хомякову, если сам я родился в русском селе, где традиции соборности и общинности половину века назад были еще живыми?

Да, так оно и было. По Хомякову. Прежде чем на люди выйти, надо было выйти угодным подавляющему большинству. Иначе – засмеют.

И я благодарю Бога за то, что вырос в условиях посконной сельской демократии, когда моя мать только-то и твердила мне: «Будь, как люди». Это было сообщество людей, где меньшинства воспринимались достойными сострадания, а люди такие, «как люди», у всех вызывали уважение.

Я понимаю иерея Сергия Карамышева. Двадцатый век Германию Шиллера, Германию немецкого братства на выходе явил уродливой Германией Гитлера. А Россия чеховских барышень, жертвенно уезжающих из родовых усадеб в глухие села лечить и учить грамоте крестьян, явила народолюбие в чудовищном образе Троцкого.

Но это не значит, что Шиллер и русское народничество – не результат христианского развития нашей общей европейской цивилизации. Церковь всего лишь должна была удержаться в роли пастыря этого развития. А чтобы было так...

А не надо и нашим иереям ловить как истину исторические охвостья!

Да, я теперь приезжаю в свою сельскую общину и, будь жива моя мать, она бы не просила меня быть моим селянам подобным. Но - даже в самом падшем своем земляке я сегодня ощущаю своего брата родного. И даже самый падший, если с ним поговорить по душам, радостно преображается и радостно возрождается.

Если нашу православную соборность и общинность нашу русскую называют теперь демократией, давайте не будем отдавать свое отчинное сердце врагу. Да, «один человек Божий противостоит организованно отступившему от Бога во главе с царем сонму сынов Израилевых», но это не значит, что не надо искать счастья быть пред лицем Божьим соборно и общинно.

И Христа народ Израиля распял не по вере своей и не по душе своей, а по наущению уже политически мыслящего, уже не перед Богом стоящего синедриона. По наущению меньшинства.

Есть большая разница между толпой, обузданной современными медийными фабриками и историческим лицом народа.

Но это не значит, что, когда нет и Царя, Церковью помазанного на Царство, то надо доверяться любому успешному властолюбцу, а не отцу, матери, брату, сестре, сыну, дочери, которые, если есть любовь, то и – есть народ.

Проблема в нашей любви, т.е. в вере, а не в нашем страхе перед властью отца, матери, жены, мужа, брата, сестры...

Страх пред сонмом себе подобных, пред властью чад Божьих – это уже подозрение, что в наших людях истаяла любовь к ближнему точно так же, как в народе Израиля она истаяла 2012 лет назад.

Но давайте об этом, уважаемый иерей Сергий, мы и поговорим.

Николай Дорошенко, секретарь Союза писателей России, главный редактор газеты «Российский писатель», специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Не надо страшиться народа

"И Христа народ Израиля распял не по вере своей и не по душе своей...". Именно по вере и по душе. Распял.
Писарь / 19.01.2012, 16:55

3. О понятии соборности

Кафоличность Церкви. Церковь именуется в славянском переводе никео-цареградского символа веры "соборной, " в греческом тексте - "кафолической." Какое значение имеет это греческое слово? Слово katholikos в древнегреческой христианской литературе встречается крайне редко. Между тем христианская Церковь издревле избрала это слово для обозначения одного из главнейших свойств Церкви, именно, для выражения её вселенского характера, хотя имела перед собой такие слова, как kosmos - мир, ikumeni - вселенная: очевидно, эти последние слова были недостаточны для выражения некоего нового понятия, присущего только христианскому сознанию. В древних символах веры при слове Церковь есть неизменно определение: "кафолическая." Так в иерусалимском символе: "Во едино святую кафолическую Церковь"; в символе римском: "во святую кафолическую Церковь, святых общение," и т.д. В древнехристианской письменности этот термин встречается несколько раз у апостольского мужа, св. Игнатия Богоносца, напр., "где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь." Термин этот постоянно содержится в актах всех вселенских соборов. По прямому переводу слово обозначает высшую степень всеобъемлемости, целостности, полноты (kath-ola - по всему целому). Наряду с этим термином употреблялось также в значении "вселенский" слово ikumenikos. Эти два термина не смешивались. Вселенские соборы получили название Ikumeniki Synodos (ikumenikos - по всей обитаемой земли, фактически - земли, находящейся под греко-римской цивилизацией). Церковь соборная кафолична; это соответствует апостольскому: "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1:23). Это понятие указывает на то, что весь род человеческий призывается к спасению, и потому всем людям надлежит быть членами Церкви Христовой, хотя и не все принадлежат к ней на деле. Пространный Православный Катехизис на вопрос: "Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою или Вселенскою?" отвечает: "потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов." Церковь не ограничивается местом: она обнимает собой всех православно верующих людей, где бы они ни обитали на земле. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что Церковь была соборной, или кафолической, еще, когда она состояла из ограниченного числа общин, и тогда, когда - в день Пятидесятницы - ее пределы не были раздвинуты далее Сионской горницы и Иерусалима. Церковь не ограничивается временем: она предназначена приводить людей к вере "до скончания века." Я с вами во все дни до окончания века (Мф. 28:20). Дух Утешитель пребудет с вами вовек (Иоан. 14:16). Таинство Евхаристии будет совершаться, доколе придет на землю Господь (1 Кор. 11:26). Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определенным языком или народом. /Прот. Михаил Помазанский. Догматическое богословие.Новосибирск; Рига, 1993. С.154-156/. Ссылка на электронный вариант: http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1g_21_all.shtml#002
Елена Н. / 19.01.2012, 12:56

2. Демократия - это язычество.

Демократия, в отличие от соборности, предполагает принятие решения большинством голосов. В демократическом государстве закон устанавливает избрание властей путем механического подсчета голосов. Но надо помнить, что так решались вопросы в языческих государствах, в языческих обществах, где было желательно путем голосования выяснить - какая группа больше, а значит и физически сильнее. Кто имел более многочисленных сторонников, тот был сильнее, а значит и был прав. Таким образом мы видим, что в демократии заложен принцип права сильного, но не право правого! Строить государство на основании такого языческого принципа немыслимо для русского народа, который своими обычаями и верой приучен чтить правду и уважать старших. Отец Сергий Карамышев абсолютно прав, предостерегая православных верующих от слепого доверия чужым для нас демократическим ценностям. Русскому народу демократия чужда, она подобна Ювенальной Юстиции, которая поднимает детей против родителей и этим разрушает семьи. Да, конечно, боятся народа не нужно, но и настраивать его на нарушение традиционной христианской иерархичности нашего общества тоже не нужно. Это ведет к революциям, к восстанию "низов" общественной иерархии против "верхов", к перевороту. Это мина замедленного действия, подложенная под самый фундамент нашего государства. Ее необходимо обезвредить как можно скорее.
Галина / 18.01.2012, 17:14

1. Ложная соборность.

"Соборность, по его учению, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям." Это ложное понимание соборности.
М.Яблоков / 18.01.2012, 09:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Иванович Дорошенко
Все статьи Николай Иванович Дорошенко
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12