16 ноября 1808 г. В.М.Дроздов принял монашеский постриг с именем Филарет. 21 ноября 1808 г. монах Филарет рукоположен в иеродиакона, 1 марта 1809 г.- назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и преподавателем философии в Санкт-Петербургской Духовной Академии. 28 марта 1809 г. иеродиакон Филарет был рукоположен во иеромонаха. В 1811 году иеромонах Филарет был возведен в сан архимандрита и назначен ректором и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В 1814 году архимандрит Филарет признан заслуживающим ученой степени доктора богословия за совокупность научных трудов. В марте 1816 г. отец Филарет назначен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с сохранением должности ректора и профессора Академии. 5 августа 1817г. архимандрит Филарет был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1818 г. избран действительным членом Российской Академии, а в 1819 г. перемещен архиепископом Тверским и назначен членом Святейшего Синода. 26 сентября 1820 г.- перемещен архиепископом Ярославским и Ростовским, 3 июля 1821 г.- перемещен архиепископом Московским.
22 августа 1826 г. Высокопреосвященнейший Филарет стал митрополитом Московским и Коломенским, где и пребывал до своей кончины. Митрополит Филарет был избран также действительным или почетным членом многих других научных, просветительных и благотворительных учреждений. Владыка был награжден многочисленными высокими церковными и гражданскими наградами. Он был известен как выдающийся ученый и знаток всеобщего православного богословия, всеобщей церковной истории и канонов Церкви, виднейший проповедник своего времени.
С именем митрополита Филарета связано много важных событий в истории Русской Церкви и государства XIX века. Митрополит Филарет оставил после себя более 200 опубликованных произведений по многим вопросам богословской науки, русской и всеобщей церковной истории, изъяснению канонов Церкви, проповеди, государственному законодательству и другим отраслям знания. Одним из самых известных трудов владыки является «Точное изложение православной веры в вопросах и ответах» или «Православный Катехизис».
Сегодня мы также вспоминаем Царевича Ивана Ивановича (1554-1581), старшего сына Государя Ивана Грозного. Царевич сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приемах послов, казнях, но никакой политической роли не играл. В 1574—1575 гг. вслед за отцом предлагался некоторыми представителями православной западно-русской шляхты как кандидат на польскую корону — в целях совместной борьбы Речи Посполитой и Московской Руси против турок и крымских татар. Но, в целом, шляхта предпочла кандидатуру венгра Стефана Батория, поддержанного Турцией. В 1579 г. Царевич написал житие святого Антония Сийского, представляющее собой риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой.
По распространенной версии, Царевич якобы был смертельно ранен отцом во время ссоры в Александровской слободе в ноябре (по ст. ст.) 1581 года (согласно наиболее известной точке зрения, ссора произошла 14 ноября, а Царевич умер 19 ноября, но ряд источников дают другие даты). Эта версия получила широкое распространение в литературе и живописи, в частности, явилась сюжетом картины И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Однако митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) утверждал, что различные версии об убийстве Царем своего сына голословны и бездоказательны, «на их достоверность невозможно найти и намека во всей массе дошедших до нас документов и актов». (Митрополит Иоанн Ладожский. Самодержавие духа. - СПб., Царское дело, 1995, с. 135). Версия о сыноубийстве зиждется на не самом надежном источнике, составленном врагом Царя Иоанна и России иезуитом Антонио Поссевино, не сумевшем одолеть Царя в словесной полемике о преимуществах западного и восточного Христианства, затем проведшего большую работу по организации войны польского короля Стефана Батория с Россией и уже в конце своей жизни горячо сочувствовавшего тем кругам на Западе, которые поддерживали Лжедмитрия I в Смутное время. Кроме того, сравнительно недавно при исследовании останков Царевича Ивана Ивановича в костях его была найдена ртуть, что наводит на мысль о возможном отравлении Царевича определенными силами, стремившимися уничтожить Царскую династию (возможно, теми же иезуитами).
Сегодня также день памяти Императора Александра I Павловича, получившего за победу над Наполеоном прозвание Благословенный, который скончался 19 ноября 1825 г. Он родился 12 декабря 1777 г. в Санкт-Петербурге и был старшим сыном Цесаревича Павла Петровича, будущего Императора Павла I. Его бабушка Императрица Екатерина II забрала его от отца, намереваясь передать ему трон в обход отца. В 1793 г. он женился на дочери маркграфа Баден-Баденского Луизе-Марии-Августе (в православии Елизавете Алексеевне). На трон взошел в результате убийства его отца 12 марта 1801 г., Александр знал о заговоре, но не знал истинных целей заговорщиков (убийство Государя Павла).
Первая половина царствования Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ: он даровал свободу заключенным и сосланным его отцом, издал указ об уничтожении пыток, восстановил действие Жалованных грамот 1785 г. В 1803 г. был издан Указ о вольных хлебопашцах, по которому помещикам разрешалось увольнять крестьян с землей по заключении обоюдно согласованных условий. Были произведены преобразования в административной системе Империи: в 1802 г. учреждены министерства и Государственный Совет, отменена Тайная Экспедиция. Была создана система средних и низших учебных заведений, учреждены Харьковский, Казанский и Санкт-Петербургский университеты. Александр восстановил выборы предводителей дворянства, отмененные Павлом, освободил священников от телесных наказаний, отменил ограничения в гражданской одежде и косы у солдат, был вновь разрешен ввоз иностранных книг и деятельность частных типографий. Главным исполнителем этих преобразований был видный масон статс-секретарь М.М.Сперанский. Наряду с положительным эффектом некоторых из этих мер либеральный курс привел к распространению вольнодумства, безверия, появились тайные революционные общества.
Перелом в политике Императора Александра I произошел в 1812 г. под воздействием Отечественной войны 1812 года. Государь отправил в отставку, а затем и в ссылку Сперанского, стал опираться на лидеров "русской партии" архимандрита Фотия (Спасского), графа А.А.Аракчеева, адмирала А.С.Шишкова. Была свернута политика церковного экуменизма, закрыты Библейские общества, отправлен в отставку главный идеолог церковно-либерального курса князь Голицын, наконец, в 1822 г. были запрещены масонские общества.
Во внешней политике Император Александр I участвовал в двух коалициях против наполеоновской Франции (с Пруссией в 1804-1805 гг. и с Австрией в 1806-1807 гг.). Потерпев поражение под Аустерлицем в 1805 г. и под Фридландом в 1807 г., Россия заключила Тильзитский мир (1807) и союз с Наполеоном. Однако в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию и был разгромлен в ходе Отечественной войны 1812 года. Объединенные силы новой антинаполеоновской коалиции одержали победу в «битве народов» при Лейпциге в 1813 г. и вторглись во Францию. Император Александр во главе русских войск весной 1814 г. вступил в Париж. Он был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 гг., в результате которого был создан т.н. Священный союз христианских государств для борьбы с революцией. Государь вел также успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). Война со Швецией закончилась Фридрихсгамским миром, по которому Россия присоединила территорию Финляндии до р.Торнео и Аландские острова на правах Великого княжества. При Александре I к России были присоединены территории Восточной Грузии (1801), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815).
В 1825 г. ухудшилось здоровье супруги Государя, для которой признали полезным пребывание на юге, Царская семья отправилась в Таганрог. Своим пребыванием на юге Александр I воспользовался для поездки в Новочеркасск, в Крым и Георгиевский монастырь, из поездки вернулся совершенно больным и вскоре умер от тифа. Через несколько недель, сопровождая тело своего мужа в Петербург, в г. Белове скончалась и Императрица Елизавета Алексеевна. Все их дети скончались в младенчестве. По секретному завещанию на престол вступил брат Александра Николай I Павлович. Таинственные обстоятельства кончины и передачи власти спровоцировали революционное выступление декабристов, подавленное Николаем I. Существует благочестивое предание, что Император Александр I распространил ложное сообщение о своей смерти, а на самом деле жил в Сибири отшельником под именем старца Федора Кузьмича, скончавшегося в 1864 г.
Сегодня также день памяти одного из руководителей казанских монархистов священника Николая Михайловича Троицкого, расстрелянного в 1937 г.
Также сегодня мы вспоминаем: Николая Константиновича Кольцова (1872-1940), биолога, основоположника экспериментальной биологии в России и СССР, директора организованного им института экспериментальной биологии; Николая Павловича Аносова (1900-1962), дирижера, педагога, отца дирижера Г.Н.Рождественского; Зинаиду Виссарионовну Ермольеву (1898-1974), микробиолога и бактериохимика, академика АМН СССР, получившую первые в СССР образцы современных антибиотиков - пенициллина (1942), стрептомицина (1947), интерферон, ставшую прообразом Татьяны Власенковой - главной героини романа В.Каверина «Открытая книга»; Василия Павловича Соловьева-Седого (1907-1979), композитора, народного артиста СССР, лауреата двух Сталинских и Ленинской премий; Леонида Петровича Телятникова (1951-2004), начальника пожарной части Чернобыльской АЭС, руководившего тушением пожара на станции 26 апреля 1986 года, Героя Советского Союза.
В этот день был расстрелян пролетарский писатель и поэт Артем Веселый (Николай Иванович Кочкуров; 1899-1939); также в это день скончался видный советский государственный и военный деятель, Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969).