15 ноября, в день двухлетия со дня кончины Сербского Патриарха Павла, сербское интернет-издание «Вести-онлайн» начало опрос читателей по вопросу: «Надо ли провозгласить святым Патриарха Павла?». Положительно на этот вопрос уже ответили 60% респондентов, 20% высказались против, а еще 20% ответили, что не интересуются этим вопросом, передает Седмица.Ru.
Вопрос о канонизации Патриарха Павла, как сообщают «Вести-онлайн», поднимался на Архиерейском Соборе СПЦ, который уполномочен принимать такие решения. Но, согласно правилам, процесс канонизации должен проходить без спешки и может длиться годами и десятилетиями. В то же время в правилах Сербской Церкви нет каких-либо временных предписаний, определяющих начало процесса канонизации, и поэтому нет необходимости ждать, как это бывает в других Церквях, например 20 лет после смерти человека, чтобы провозгласить его святым.
«Патриарх Павел - одна из самых светлых личностей нового времени. Верим, что Церковь сопричтет покойного Патриарха Павла к числу святых, что народ сделал еще при его жизни. Тот, кто его знал и любил, всю жизнь будет исполнять его наказ - быть людьми. Он мало как кто другой стал знаковой фигурой во время, весьма тяжкое в истории Сербской Церкви. Никто из нас, его современников, не может сравниться с ним по духовности, а также и по остроумию, многому он научил нас, рассказывая анекдоты. Мы остаемся наполненными его верой и молитвами и поминаем его как живого члена Церкви», - заявил епископ Шабацкий Лаврентий, бывший викарий покойного Патриарха.
Патриарх Павел (Стойчевич) 19 лет был Предстоятелем Сербской Церкви. В крестном ходе на похоронах Патриарха Павла приняли участие около миллиона человек.
Мы попросили прокомментировать данные опроса известного богослова, к. филол. н., доцента Санкт-Петербургского государственного университета диакона Владимира Василика:Как клирик Русской Православной Церкви и, к тому же, лицо, не занимающее никаких официальных постов, я не дерзаю вторгаться в область канонического устроения Сербской Православной Церкви, тем более, указывать или советовать, кого почитать святым. Я выскажу сугубо свою личную точку зрения, которую, надеюсь, однако, разделят многие.
Я почитал и почитаю Святейшего Патриарха Павла святым. И, честно говоря, процесс канонизации при всем его значении является вторичным по сравнению с несомненным фактом глубинной святости почившего Патриарха. Это, конечно, не значит, что с сегодняшнего дня я перестану молиться за упокой его души и стану ему служить молебны. Послушание церковной дисциплине, безусловно, должно иметь место. Однако для меня факт святости почившего Патриарха Павла является жизненным, неотменяемым. Мне приходилось видеть его один раз в жизни, во время путешествия в Сербию с архимандритом, ныне епископом Панкратием. Я был на службе в Патриархии в Белграде. Она произвела на меня неизгладимое впечатление. Во-первых, чувствовалась удивительная молитвенность Патриарха, удивительная глубина и проникновенность его молитв. Его лицо, без преувеличения, можно сказать, озарялось Божественным светом.
Во-вторых, ощущались удивительная апостольская простота и народность этой службы. Вокруг Патриарха собирались не богатые, не именитые, а простые сербские труженики, рабочие, крестьяне, простые молитвенники с открытым сердцем и чистой душой. Его удивительная простота, удивительное аскетическое самоотречение, его нестяжательность, породившая целый ряд рассказов еще при его жизни, - пример всем нам.
Приведу только один случай, когда его племянница укоряла его, говорила ему: «Ты же Патриарх, а у тебя только одна мантия». На это он ей спокойно ответил: «Извини, у меня всего лишь одна спина». Он удивительно мудро относился к недостаткам других и имел дар исправлять ближних - незлобиво, временами с юморком, но всегда действенно. Однажды, посмотрев на богатые машины во дворе Патриархии, он только сказал: «На чем бы они ездили, если бы они не дали обет нестяжания?» После этого машины владык стали значительно скоромнее.
Он был монахом и оставался им от начала и до конца. И при всех трудностях Патриаршего служения, при всей его высоте умудрялся хранить и молитвенное правило, и смиренный монашеский дух. И в то же время он дерзновенно обличал сильных мира сего в их безбожии и неправде. И, когда необходимо было, он душу свою полагал за овцы своя. Всецело в жизни своей он надеялся на Бога, и, когда он был епископом Рашко-Призренским, в тяжелые годы усиления албанского национализма, ходил без охраны, несмотря на постоянные на него нападения.
Поражает его мужество в экстремальных ситуациях. Когда он летел над океаном, их самолет занесло в зону турбулентности, и возникла реальная угроза катастрофы, то он только с легкой улыбкой сказал своему спутнику: «Ну, что же, брате, я питался рыбами, теперь рыбы будут питаться мною. Все справедливо». Но Бог по его молитвам сохранил и самолет, и его пассажиров.
Рассказывали мне один случай. Во время одного богословского собеседования в Белграде встал один экуменический деятель и начал вещать нечто совершенно невозможное с точки зрения православной догматики. Святейший Патриарх Павел не сказал ни слова. Он просто потихонечку молился и перебирал четки. И вдруг произошло неожиданное. Этот деятель смешался, спутался, покраснел, нервно собрал свои бумажки и ушел, реально не закончив доклада. Такова была сила молитвы почившего святителя. Он принял жребий Патриаршества в тяжелые и страшные годы, когда разваливалась Югославия, единый дом югославянских народов, когда сербов начали повсеместно преследовать, травить, убивать - сначала из-за угла, а затем и в открытую. Потом началась страшная гражданская война, в которой погибло только в Боснии не менее 250 000 человек. Большая часть из них были православные сербы. И в это время Святейший Патриарх Павел был со своим страждущим народом.
Перед Западом и перед всем миром он свидетельствовал о правде Божией и о правде человеческой, о значении Сербии и Сербской Православной Церкви в жизни и судьбах Европы, о том, что совершается великая неправда и великое беззаконие во имя ложно понятых демократических ценностей и права народов на самоопределение, о том, что в Европе устраивается самый настоящий очаг агрессивного исламизма - вначале в Боснии, а затем и в Косово. И в трагические дни бомбардировок в Югославии Патриарх Павел был в Белграде со своей паствой и горячо молился о спасении Сербии и сербского народа, о прекращении войны.
Он неустанно трудился вплоть до момента, когда болезнь его надолго приковала к постели, но даже и тогда, когда он оказался на больничной койке, то все равно его молитва и его авторитет духовно держали Сербскую Православную Церковь и не допускали до тех нестроений, которые, к сожалению, разразились после его смерти. Он был в истине, и поэтому неправы и неправедны те публицисты, которые посчитали его смерть радостным событием в жизни Сербской Православной Церкви. Его кончина явилась действительно всенародным горем, потому что сербский народ, и не только он, действительно потерял отца, мудрого пастыря, молитвенника и предстателя за многострадальную сербскую землю пред Господом. Другое дело, что святитель Павел разрешился и соединился со Христом. Но столько лет он оставался в плоти своей для нас!
Его творения, его проповеди, рассказы о нем – это неиссякаемый источник духовного утешения и укрепления современного православного человека. Господь даровал чудо: на недосягаемой высоте пастырского величия оказался удивительно смиренный и духовно величественный человек, явивший в своей жизни монашескую и раннехристианскую простоту первых веков, и в то же время богословскую глубину отцов и учителей Вселенских Соборов, неустрашимую твердость мучеников и новомученников и подлинно христианский дух. Полагаю, что для Сербской Церкви было бы весьма важно, чтобы рядом с ее великими святителями – святым Саввой Сербским, святым Арсением Первым, множеством святых Патриархов и митрополитов, рядом со святителем Николаем (Велимировичем) воссиял бы в наши дни и святитель Патриарх Сербский Павел. Да, конечно, процедура канонизации может идти годами. Но зададимся вопросом: а так ли уж нужны эти годы для вещей очевидных? К примеру, святителя Григория Паламу прославили всего лишь через несколько лет после его кончины.
Я опять-таки ничего не дерзаю никому указывать, но считаю, что не только для Сербской, но и для Вселенской Церкви было бы великой пользой и утешением, если бы Святейший Патриарх Павел был прославлен в ближайшие годы.
7. Re: Диакон Владимир Василик: Скорейшее прославление Патриарха Павла было бы несомненной пользой для Церкви
6. Швецову
5. диакону Владимиру Василику
4. НовоГеоргию и Шахматову
3. Re: Диакон Владимир Василик: Скорейшее прославление Патриарха Павла было бы несомненной пользой для Церкви
2. Re: Диакон Владимир Василик: Скорейшее прославление Патриарха Павла было бы несомненной пользой для Церкви
1. Адреса, квартиры, явки