Это решение, как и следовало ожидать, вызвало острую реакцию, как в Башкирии, так и в других регионах с исламскими традициями. Так, президент Башкирии Рустэм Хамитов предложил объявить главные праздники мусульман – Курбан-байрам и Ураза-байрам – нерабочими днями во всей стране, сообщает Regions.ru. А башкирский парламент собирается требовать законодательно дать регионам право устанавливать собственные выходные дни в праздничные даты. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Сейчас такое право оговорено в законе «О свободе совести и религиозных объединениях», однако в Трудовом кодексе РФ этот момент упущен
Власти Чечни также предупредили, что на отмену праздников не пойдут. «Ураза-байрам и Курбан-байрам всегда были и будут праздниками для Чеченской Республики. Это не противоречит Конституции РФ. Никаких изменений не планируется», - заявил пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов.
Прокомментировать решение Верховного суда и ответить на вопрос, дискриминирует ли, государственное признание религиозных праздников инаковерующих и атеистов, корреспондент издания попросил православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что граждане государства должны руководствоваться его законами, но при этом следует помнить, что законы принимаются людьми и не могут быть вечными. «Законодательство должно меняться в соответствие с изменениями в нашей жизни. Если видно, что тот или иной закон тормозит развитие общества, значит надо ставить вопрос о его изменении, но нельзя пренебрегать действующими еще законами», - сказал он. «В то же время нельзя принять закон, который удовлетворял бы всех. Недовольные всегда найдутся. Но если какие-то законы объективно устарели, то нужно предлагать какие-то конструктивные решения по изменению законов в лучшую сторону», - заключил священник.
В свою очередь, игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, решительно заявил, что хотя и не считает ислам истинной верой, решение суда поддержать не может. «Если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать наши, православные», - сказал он. «Решение суда, по-моему, не приемлемо ни с точки зрения демократии, ни с точки зрения толерантности. И атеисты, и православные, и мусульмане имеют право на свои убеждения. Атеист имеет право не веровать в Бога и не отмечать религиозные праздники. Во время религиозного праздник он может спокойно работать на своем огороде или заниматься какими-то другими своими делами», - считает отец игумен.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, напомнил, как после революции большевики пытались отказаться от дней недели, перейдя на «непрерывку», но с традицией справиться так и не смогли. «Я понимаю, когда тебя заставляют работать в праздник, тем более, в религиозный – это скорбно и печально. Но когда тебе предлагают выходной, а ты отказываешься от отдыха по причине веры в то, что Бога нет, это мне непонятно. Это удивительный случай», - сказал он. «Мне кажется, этот иск – своего рода хакерская атака, чтобы не сказать провокация. Ведь понятно, что земное человеческое законодательство не может быть совершенным. В нем всегда при желании можно обнаружить какие-то нестыковки. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы наше законодательство не только уважало религиозные чувства верующих, но и как-то соотносилось с представлениями о справедливости, выработанными в традиционных религиозных культурах», - добавил священник.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что если по мнению народа закон в отношении праздников несовершенен, надо внести предложение по его изменению: «Если кто-то считает, что закон ущемляет его права, то с помощью общественных механизмов всегда можно исправить ситуацию». «Но в целом это очень серьезный и важный вопрос, так как касается социального здоровья наших граждан. Надо признать, что как таковых религиозных праздников, признанных официальными выходными, у нас в стране вообще нет. У Православия есть два великих праздника – Рождество и Пасха. Последний всегда отмечается в воскресенье, и по логике следовало бы сделать выходным днем последующий понедельник, чтобы люди могли выспаться после ночной службы. Так и было бы, если бы мы действительно отмечали Пасху как государственный праздник – но ничего подобного нет», - говорит священник.
«И Рождество в нашей стране отмечается не как религиозный праздник, а как культурно-исторический. Как в расхристанной Европе все отмечают Рождество с фейерверками и театральными представлениями, в храмы никто и не ходит особо, так и мы переняли эту традицию – это скорее повод отметить весело зимние каникулы. Так что религиозный момент в празднике для большинства нашего народа отсутствует», - сетует отец Димитрий. «А если у нас нет официальных религиозных праздников как таковых, то и о дискриминации говорить не стоит. Нет, и никогда не было у нас на государственном уровне и такого феномена, как мусульманские праздники. Поэтому переживать на этот счет нет смысла», - подытожил он.