Более тысячи человек собрались в зале театра «Содружество актеров Таганки». Целью форума стало обсуждение проблемы российского образования, а также рассмотрение законопроекта «О народном образовании», разработанного депутатами фракции КПРФ в Государственной Думе и экспертами движения «Образование для всех». Этот документ является альтернативой правительственному проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Открыл заседание Народный артист РСФСР, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко, рассказавший о кризисе не только в системе просвещения, но и во всем государстве. По его мнению, руководство страны отлично осведомлено об этих проблемах, но делает все, чтобы их усугубить. «Мы потеряли государство равных возможностей с обязательным всеобщим средним образованием. Мы обретаем общество, основанное на классовой вражде, которая наверняка приведет к кровопролитию», - считает Н.Губенко.
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы, профессор МГУ им. Ломоносова Иван Мельников начал свое выступление с того, что озвучил причину, по которой КПРФ проводит свои «круглые столы», конгрессы и слушания, невзирая на колкости прессы о том, что это «напрасно». «Я хочу твердо заявить, что мы делаем это не напрасно – ситуация меняется. Многие из вас были участниками парламентских слушаний, которые мы проводили в январе в Госдуме. После них появилась лавина публикаций против законопроекта Фурсенко. Вооружившись общественным мнением, фракция КПРФ не допустила принятие этого отупляющего закона», - подчеркнул политик. Он также отметил, что в результате его рассмотрение переносили три раза. «Мы не только критикуем правительственные вариант закона, но и подготовили свой альтернативный законопроект, - продолжил И.Мельников. – Закон власти идет под флагом "образование для рынка". Наш – под знаменем "образование для человека". Они хотят сделать из образования коммерческую сферу, а мы стремимся к тому, чтобы воспитать поколение людей-созидателей. Они хотят ввести образование для избранных, а наша цель – качественное и достойное образование для всех».
Затем слово для выступления было предоставлено лидеру КПРФ Геннадию Зюганову. По мнению политика-коммуниста, «модель спекулятивного капитализма, которую американцы навязали всему миру под именем глобализма, терпит сокрушительное поражение». Поэтому, подчеркнул он, «нужна новая модель, и ее поиск идет довольно интенсивно». По словам Г.Зюганова, нужно строить социалистическое государство, а для этого необходимо поддерживать науку и образование. «Но глобалисты отчаянно сопротивляются», - отметил Зюганов. «Что касается нашей страны, то глобалисты смотрят на нее как на кладовую, где количество жителей не должно превышать тридцать миллионов человек, обслуживающих нефтегазовую трубу, лесоповал и карьер. На наших огромных просторах осталось 2% от численности населения планеты, но сосредоточена треть главных стратегических ресурсов. И никто из соседей (а мы соприкасаемся со всеми центрами силы), не в состоянии решить свои проблемы, ни присосавшись к российским богатствам», - подчеркнул политик. «Если мы не будем развивать современные технологии и производство, не будем грамотными, сильными, здоровыми и крепкими, нас разорвут похлеще, чем Югославию, Ирак и Афганистан вместе взятые», - убежден лидер КПРФ. А для всего этого, России необходимо качественное и общедоступное образование, резюмировал Г.Зюганов.
Лидер КПРФ сообщил, что весной сего года он показал Владимиру Путину доклад «Образование для России в переходный период», который был представлен в ноябре 1994 года Всемирным банком. «В его подготовке участвовали представители десяти стран, в которых система образования хуже, чем у нас. А также "пятая колонна" из российского Минобразования. В результате они получили тремя траншами 220 миллионов долларов в качестве взятки за внедрение данной системы на наших просторах. В чем ее суть? Рынку не нужно профтехобразование. И оно уничтожается. Рынку не нужны педвузы, они воспроизводят советский коллективистский тип личности. И педвузы начинают корежить и ломать. Рынку не нужны инженеры, а нужны бакалавры и магистры, и инженеров перестают готовить. Перестали действовать программы поддержки талантливых молодых людей. В результате они вынуждены уезжать за рубеж», - сообщил Зюганов.
Вице-президент РАН, Нобелевский лауреат, депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Жорес Алферов посвятил свое выступление проблемам модернизации научно-технической базы общества, развития информационных технологий и неразрывно связанной с ними ситуации в образовании. Он отметил, что сейчас в мире происходят большие изменения, которые также требуют модернизации систем образования - в том числе, и отечественной. «Но не такую, которую пытаются нам внедрить», - подчеркнул ученый. «В СССР человек, получивший кандидатскую степень, становился старшим научным сотрудником и получал зарплату в 300 рублей – как директор завода», - напомнил Ж.Алферов. «Несмотря на трудности, мы были третьей электронной державой мира, после США и Японии. Деньги на науку тогда находились всегда, потому что она была нужна экономике и обществу», - подчеркнул ученый, отметив, что в Белоруссии и на сегодняшний день удалось сохранить высокотехнологичное производство.
Завершил свое выступление Ж.Алферов, процитировав французского физика Ф.Кюри: «Каждая страна должна иметь свою развивающуюся науку. Она приносит новое всей цивилизации. Когда наука в государстве не развивается – это приводит к его колонизации». «Развитие науки и образования – это дорога для того, чтобы Россия не стала колонией, сырьевым придатком для развитых стран мира. Настоящий ученый-патриот думает всегда о развитии страны, а не о личном обогащении», - сказал в завершении Жорес Алферов.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общероссийского движения «Образование для всех» Олег Смолин представил альтернативный образовательный законопроект КПРФ и постатейно сравнил его с тем, который уже в третий раз проталкивают правительство и Фурсенко. Он в шутку отметил, что проект «Единой России» легко было бы изложить в двух статьях: «Ст.1 – правительство может творить все, что хочет, ст. 2 – Если не поняли, см. ст. 1». Вместе с тем, он обратил внимание на то, что в третьей редакции своего законопроекта правительство позаимствовало ряд идей из альтернативного закона. «Я чувствую себя как человек, которого обокрали. Но я жалею не о том, что у меня украли, а о том, что у меня украли мало. Говорил чиновникам, чтобы брали его весь – нам не жалко», - сказал О.Смолин. Рассказав о серьезных расхождениях законопроектов, депутат подчеркнул, что фракция КПРФ предлагает не просто альтернативу, а принципиально иной курс образовательной политики.
Затем Олег Смолин назвал основные отличия законодательной инициативы КПРФ от творчества «единороссов». «По нашему проекту, образовательная деятельность – это не оказание услуги, а социальное служение. С нашей точки зрения, расходы на образование – это не бремя государственного бюджета, это, напротив, самые выгодные для государства инвестиции в человека. Основная же цель просвещения – не воспитание квалифицированного потребителя, а многостороннее развитие творческого человека», - пояснил он. «Предлагаем в течение трех лет увеличить расходы на образование до 7% от ВВП. Сейчас, по данным Общественной палаты, – примерно 3,5%. В 50-е годы в СССР было 10%. Это то, без чего нельзя – ни одна страна в мире не провела успешной модернизации, не вкладывая в образование меньше 7% от ВВП», - подчеркнул О.Смолин.
Особо депутат выделил пункт №4 законопроекта: подушевое финансирование образовательных учреждений, которое, по его словам, превращается в «удушающее» для небольших школ – особенно сельских. «Во всех странах мира они финансируются по болеесложной формуле. Мы требуем, чтобы подушевое финансирование не было единственным принципом расходования бюджета», - сказал О.Смолин.
«Обращая внимание на пункты №8 и №11, отмечу, что мы требуем вернуть в образовательный стандарт содержание, - продолжил Олег Смолин. - Мы предлагаем прямо в законе записать те предметы, которые являются обязательными для изучения в школе. Если оставить только пять предметов, а остальные давать по выбору – как лоскутное одеяло, то о модернизации можно забыть. Потому что основные открытия делаются на стыках наук. Если ребенок получит "лоскутное" образование, возникнет ситуация, как у Райкина: одни умеют только пришивать пуговицы, другие – только подкладку. У костюма на месте штанин окажутся рукава, а на месте рукавов штаны».
Говоря о статусе педагогических работников, Олег Смолин противопоставил идее фурсенковского законопроекта о том, что зарплата учителя должна соответствовать среднему окладу по региону, конкретное положение законодательной инициативы КПРФ: средние зарплаты школьных учителей должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности в целом, преподавателей в среднеспециальных учебных заведениях – в полтора, а в вузах – в два раза выше. «Качество образования ребенка не должно зависеть от того, в каком регионе он родился», - подчеркнул депутат. Также Олег Смолин проинформировал участников конгресса о предложении КПРФ приравнять педагогических работников по социальным гарантиям и пенсионному обеспечению к государственным служащим.
По поводу внедрения Единого государственного экзамена О.Смолин однозначно заявил, что его результаты следует учитывать при поступлении в вузы только на добровольной основе. Такое же требование, по словам депутата, в законопроекте содержится и относительно внедрения Болонской системы.
Также политик рассказал и о других положениях законопроекта, предлагаемого Компартией: ограничить число детей в группах детского сада до 20 человек, отказаться от конкурсного набора в дошкольные образовательные учреждения и школы, запретить закрывать и уплотнять сельские школы, сохранить все льготы учителям, которые в них работают, отказаться от попыток запрета начального профессионального образования, поддерживать детское и взрослое дополнительное образование, наладить обучение лиц с ограниченными возможностями. «Если после Первой мировой и Гражданской войн Россию из разрухи вывел НЭП – Новая экономическая политика, то теперь мы предлагаем НОП – Новую образовательную политику», - заключил Олег Смолин.
Выступивший в ходе работы Конгресса ректор Российского государственного торгово-экономического университета, экс-депутат Государственной Думы Сергей Бабурин отметил, что центральная проблема для российской высшей школы – это сворачивание академических свобод, которое ведет к уничтожению альтернативных подходов в образовании. Академик РАН, ректор Университета Российской академии образования М.Н. Берулава назвал одной из главных проблем российской просветительской системы то, что педагоги не получают достойной заработной платы. По мнению Заслуженного учителя России, депутата Государственной Думы от фракции КПРФ Т.В.Плетневой, самое обидное то, что учителя превратились в «молчащих кроликов», которые видят, как уничтожают систему образования, но не сопротивляются этому, поскольку боятся потерять работу. Кроме того, она отметила дороговизну современных учебных пособий. Народный артист России, кинорежиссер, лауреат Государственной премии СССР В.В.Бортко подчеркнул необходимость внедрения в российское образование подлинно патриотической составляющей, которая на данный момент в нем фактически отсутствует.
«Самое плохое в образовательной политике – то, что ее проводят Президент и премьер-министр. Не нужно строить иллюзий: Фурсенко – это лишь часть того, что творится в стране уже 20 лет после разрушения СССР», - считает профессор МГУ, заместитель председателя всероссийского общественного движения «Образование для всех» А.В.Бузгалин. Он отметил второй признак кризиса просвещения – то, что оно ориентировано на воспитание потребителя, из человека делают придаток уродливой капиталистической системы.
Доктор педагогических наук, председатель Всероссийского фонда «Образование» С.К.Комков выделил две основные проблемы современного образования: его коммерциализацию и перевод бюджетного субсидирования на нормативно-душевое финансирование. «Это гибель сельских школ», - пояснил он. Депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Н.А.Останина отметила, что в настоящий момент по факту перестали действовать статьи Конституции РФ, гарантирующие всеобщее, доступное и бесплатное образование. В свою очередь председатель Московской городской организации Союза работников народного образования и науки В.М.Юдин считает, что самая большая опасность – дебилизация образования, цель которой поставил министр – воспитание квалифицированного потребителя. «Министру нужны грамотные потребители, а нам нужны грамотные министры», - подчеркнул В.М. Юдин. По его мнению, необходимо строить просвещение только на отечественных традициях, а также восстановить такое государственное финансирование всех уровней образования, чтобы профессии учителя, доцента, научного сотрудника и др. стали конкурентными, давали своему обладателю высокий социальный статус.
Депутат Государственной Думы от фракции КПРФ, член Комитета по образованию Р.В.Горячева назвала основной проблемой сегодняшней школы материализацию отношений между учителем и учеником. Депутат выделила пять этапов, в рамках которых можно восстановить систему просвещения: принятие закона о статусе учителя, сокращение документооборота и бюрократизации школы, восстановление социальных институтов контроля над моральным состоянием общества, создание многоуровневой системы образования и серьезное повышение заработной платы в сфере образования.
После окончания выступлений участникам Конгресса был предоставлен «свободный микрофон» – каждый из них мог высказать свое мнение и внести конструктивные предложения. Выступавшие говорили о недостаточном финансировании российской школы, пагубности внедрения ювенальной юстиции, приоритетах педагогического образования, крахе эксперимента с подушевым финансированием, кризисе ЕГЭ и отсутствии преемственности знаний.
По итогам мероприятия была принята резолюция. В ней, в частности, говорится:
«Требуем от федеральной власти кардинального изменения курса образовательной политики в интересах большинства граждан. Считаем недопустимым принятие проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предложенного Минобрнауки и закрепляющего курс на деградацию образования и человеческого потенциала. Решительно поддерживаем основные положения проекта федерального закона "О народном образовании", подготовленного Общероссийским общественным движением «Образование для всех» совместно с КПРФ… Предлагаем Президенту Российской Федерации незамедлительно уволить в отставку министра образования и науки Андрея Фурсенко – организатора и олицетворение порочного курса на деградацию отечественного образования».