Известный церковный историк Алексей Светозарский о значении личности и деятельности первого Предстоятеля РПЦЗ
В этот день ровно 75 лет назад скончался духовный лидер Русского Зарубежья, первый Предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Редакция «Русской народной линии» попросила сказать несколько слов о значении личности и деятельности владыки Антония известного церковного историка, заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидата богословия Алексея Светозарского:
Есть целый ряд течений, направлений, характерных для нашего зарубежья, я имею в виду последователей РПЦЗ, для которых, как я сам воочию убедился, митрополит Антоний (Храповицкий) – фигура непререкаемая, неприкасаемая. Я принимал участие в конференции в Джорданвилле, посвященной памяти владыки Антония, и наблюдал там именно такое отношение к владыке Антонию. В жизни русского зарубежья последний этап деятельности владыки Антония сыграл огромную консолидирующую роль, задал вектор не только церковной жизни, но и общественно-политической. Вспомним, что для митрополита Антония были характерны такие, мягко говоря, неоднозначные заявления, как призывы к вооруженной борьбе против СССР, оправдание всех действий против большевиков вплоть до терроризма и пр. Несмотря на эти крайности, главная цель деятельности владыки Антония тогда была достигнута, потому что в то время для русского зарубежья была важна консолидация, осуществлявшаяся по принципу «против кого мы дружим».Церковное наследие митрополита Антония во многом уже фактически как бы канонизировано. Вместе с тем, надо отметить, что он допускал толкование догмата искупления, не одобрявшееся современниками. В целом спектр мнений относительно деятельности владыки Антония и по сей день достаточно широк. Традиция русского зарубежья - одно дело, там исследователи пишут о нем достаточно свободно. В последние годы стали появляться серьезные исследования деятельности владыки Антония и у нас. Так, Владимир Викторович Бурега из Киевской духовной академии разбирает вопрос, связанный с ревизией митрополитом Антонием Киевской духовной академии, изучает реакцию профессуры, которая обличала его в предвзятости. Московский священник Александр Краля разбирает период ректорства владыки Антония в Московской духовной академии. Исследователь при этом не находил острых углов, выступает как апологет владыки Антония, снимая с него те обвинения, которые тяготели над ним с выходом в свет мемуаров митрополита Евлогия (Георгиевского). Отметим, что владыка Евлогий писал о поспешных шагах, которые митрополит Антоний, как энтузиаст, осуществлял и, в частности, не всегда объективно оценивал степень готовности кандидатов в монашество. И митрополит Евлогий пишет, что митрополит Антоний тем самым поломал много жизней. Однако Краля доказывает, что на самом деле все было не так плохо, как пишет владыка Евлогий. При этом исследователь не принимает во внимание факты либерального администрирования, имевшие место со стороны владыки Антония, который, кстати говоря, возглавил Московскую духовную академию еще будучи совсем молодым, в 26 лет.
Критика деятельности владыки Антония содержится и в трудах других его современников. Так, до сих пор не опубликована работа, известная по машинописным копиям. Это очерк, посвященный владыке Антонию, митрополита Вениамина (Федченкова), который знал его с 1907 года. В этой работе содержится беспощадная критика деятельности владыки Антония; при этом следует учитывать, что сам владыка Вениамин всегда очень деликатно обращался к личностям людей, тем более уже ушедших в мир иной. Тут же владыка Вениамин, однако, подвергает жесткой критике богословие владыки Антония, предпринятую им организацию церковной жизни и администрирование. Надеюсь, что с изданием этого очерка мы введем в научный оборот новый материал, новое ценное свидетельство современника. Оно поможет более детально воспринять личность митрополита Антония.
Образ владыки Антония весьма сложный. Пока что в современной историографии его деятельность, как, кстати, и деятельность Святителя Тихона, представлена весьма схематично. Есть еще много деталей, которые остаются в тени, а сама личность владыки Антония намного интереснее и глубже. Без сомнения, будет продолжаться переосмысление деятельности владыки Антония. Это был горячий сторонник Патриаршества, энтузиаст монашества, духовный авторитет русского зарубежья. Со временем в нашем распоряжении появится больше источников, в том числе и архивных, которые будут введены в научный оборот. Так что в деле изучения служения митрополита Антония весьма много перспектив для исследователей.
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
92. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая
91. Ответ на 89., М.Яблоков:
90. Ответ на 85., о. Николай Савченко:
89. 87. М.Яблокову
88. Хеседову.
87. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая
86. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая
85. Re: Митрополит Антоний (Храповицкий) - фигура противоречивая
84. С. Швецову на 79
83. Савченко.