Комментируя происшедшее побоище в уральской деревне Сагра, портал Regions.Ru отмечает, что описание событий в СМИ не содержит, к сожалению, ничего невероятного: не секрет, что наркопреступность в значительной мере опирается на этнические группировки, что автоколонна с вооруженными бандитами может невозбранно проехать по дорогам России, и что те, кто по долгу службы должен защищать закон, нередко под давлением или из корыстных соображений пытаются преступников покрывать.
Также информационный портал отмечает, что все или почти все массовые беспорядки на национальной почве в России вспыхивают именно из-за таких случаев: достаточно вспомнить события в Кондопоге или на Манежной.
«Как, на ваш взгляд, в подобных случаях должны действовать местные жители? Что больше разжигает национальную рознь: «спуск на тормозах» дел, в которых замешаны представители диаспор, или подробное освещение событий с указанием этнической подоплеки, когда она имеется?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что квалификация этого конфликта в качестве этнического или национального конфликта искусственна.
«По-моему, участники конфликта воспринимают друг друга не в национальных категориях, а в более общих: "свой" и "чужой". Есть люди, которые живут на той территории, которую они считают своей, живут не одно поколение, здесь похоронены их родители, деды и прадеды. Но приходит кто-то не местный, "чужой", и начинает делать что-то такое, что для людей, живущих здесь, кажется совершенно неприемлемым. И за это безобразие его изгоняют. Если бы он сеял доброе и вечное, его бы уважали, он бы стал "своим". Но он обращается к другим "чужим", для которых это тоже не их территория, почему они, наверное, и считают, что могут делать здесь все, что угодно, - например, убить кого-то», - сказал он.
«Это территориальный конфликт, а не этнический. Никаких национальных, как и религиозных, факторов в нем нет. Это нужно иметь в виду, чтобы правильно оценить ситуацию», - считает протоиерей.
«Суть проблемы в том, что на данной территории фактически нет никакой государственной власти. Почему люди, живущие на своей земле, вынуждены браться за охотничьи ружья, вилы и топоры, чтобы защитить свое село? - Их вынуждают это делать свои же собственные "правоохранительные органы" - местная полиция, которая покрывает наркоторговцев. Об этом уже сам президент открыто говорит», - напомнил отец Борис.
«И если правоохранительные органы не будут исполнять своих прямых обязанностей, т.е. охранять тех, кого они и должны охранять, то начнется самая настоящая война между теми, кто живет на своей земле и теми, кто хочет на ней хозяйничать. И национальность здесь никакой роли не играет. Так что не надо перекладывать с больной головы на здоровую», - заключил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что случай Сагры – вопиющий и показательный. «Он о многом говорит. Прежде всего – об отсутствии элементарной законности, о нежелании или неспособности властей поддерживать правопорядок на нашей территории. И виновными-то ведь окажутся люди, которые были вынуждены своими силами защищать свои семьи», - горько сказал он.
«Ни для кого не секрет, что кто-то из цыган может заниматься каким-то криминальным бизнесом. Это возникло не сегодня и не вчера. Это всегда было и у нас, и по всему миру. Всем это известно. Другое дело, что у нас без прикрытия власть имущих торговать наркотиками невозможно. А здесь получается, что вся деревня была отдана властями на откуп. Это ужасно. И такому беззаконию нужно всячески противиться», - заявил отец Тихон.
«Я считаю, что очень опасно привлекать к этой теме именно этнический фактор и сталкивать, таким образом, национальности. Дело-то не в национальности, а в элементарном нарушении законности. Нужно добиваться, чтобы закон наказывал не цыган, азербайджанцев или русских, а собственно преступников, к какой бы национальности они ни принадлежали», - заключил он.