Работы по восстановлению сгоревшей Успенской церкви XVIII века в Кондопоге могут начаться в 2020 году, сейчас идет подготовка проекта. Об этом в пятницу ТАСС на полях Санкт-Петербургского международного культурного форума сообщил директор департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Роман Рыбало.
Над проектом восстановления памятника деревянного зодчества работали центральные научно-реставрационные проектные мастерские с июня 2019 года и должны были представить готовый проект не позднее 25 ноября 2019 года. Позже было принято решение продлить срок до мая 2020 года, чтобы провести более качественные исследования, которые необходимы для создания проекта.
«Сам по себе проект тяжелый в силу того, что сведений, обмеров было не так много и, по сути, здания нет. Никогда не надо торопиться с проектом, для меня, когда сдвигаются сроки проектирования, это не страшно, потому что проект - это основа строительства. Наоборот, это говорит о том, что проектировщик понимает значимость этого и сдвигает сроки», - добавил Рыбало.
Успенская церковь была построена в 1774 году в память о погибших при Кижском восстании 1769-1771 годов, это был один из самых высоких деревянных храмов Русского Севера, его высота составляла 42 м. Церковь была объектом культурного наследия федерального значения, богослужения в ней не велись с 2015 года.
Уничтоживший храм пожар произошел 10 августа 2018 года. Фигурантом дела стал подросток из Петрозаводска. По решению Кондопожского городского суда мальчик направлен на принудительное лечение.
Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества начнет работу с 1 января 2020 года на базе музея-заповедника «Кижи» в Карелии. Об этом на полях Санкт-Петербургского международного культурного форума сообщила директор «Кижей» Елена Богданова.
«Это пять [штатных] единиц, которые дополнительно войдут в штат музея», - сказала руководитель музея-заповедника в Карелии.
Музей «Кижи» обладает большим опытом по сохранению и реставрации памятников деревянной архитектуры. На территории острова была проведена уникальная по способу реставрация главной церкви Кижского погоста - Храма Преображения Господня, работа предстоит еще на 14 объектах: в настоящее время ведется реставрация трех домов. «Ежегодно к нам приезжают миссии, они отмечали очень высокий уровень реставрационных работ. Сейчас мы с коллегами находимся на стадии подготовки разработки проекта реставрации церкви Покрова Пресвятой Богородицы», - отметила Богданова.
Несмотря на успешный опыт работы с деревянными памятниками, директор музея «Кижи» в очередной раз отметила дефицит хороших профессионалов в этой области. На сегодняшний день в Карелии работает всего две надежные и опытные организации, которые могут работать на объектах деревянного зодчества.
«Кижи» ежегодно проводят специальные курсы повышения квалификации для реставраторов памятников деревянного зодчества ИККРОМ. С нового учебного года на базе Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ) также откроется магистерская программа, которая будет выпускать реставраторов, специализирующихся на реставрации деревянных памятников. «На базе колледжа городского хозяйства (Петрозаводский техникум городского хозяйства) мы тоже начинаем готовить плотников-реставраторов», - отметила Богданова.
Как рассказали ТАСС на кафедре ЮНЕСКО «Изучение и сохранение деревянной архитектуры» при институте лесных, горных и строительных работ ПетрГУ, в 2020 году на программу очной магистратуры для реставраторов уже выделено пять бюджетных мест, еще пять студентов музей «Кижи» намерен направить на обучение по целевым направлениям. Сейчас университет предлагает учебную программу для реставраторов деревянной архитектуры студентам-бакалаврам, однако, она представляет собой факультатив, рассчитанный на небольшое количество часов.
«Отдельное направление подготовки реставраторов раньше существовало в ПетрГУ, но последний выпуск был лет 20 назад. Сейчас мы возрождаем это в рамах магистратуры и планируем сконцентрировать обучение на восстановлении и приспособлении существующих памятников деревянной архитектуры под использование и под сохранение», - отметила собеседник агентства.
Музей-заповедник «Кижи» - один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста - является объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Русский Север в ближайшие 10 лет может потерять 43% существующих на его территории деревянных храмов и часовен, что составляет около 170 объектов. Об этом на полях Санкт-Петербургского международного культурного форума сообщил руководитель и создатель проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» Алексей Яковлев.
«Мы проводим работы, вкладываем огромные средства, но если храм остается без сторожа, то любой турист, бросивший окурок, может стать причиной того, что храм исчезнет. Хотя бы для памятников федерального значения, мне кажется, было бы важно создать эту систему сторожей, которые могли бы отвечать за тех людей, которые приходят, открывать и закрывать храм», - сказал он на круглом столе по сохранению памятников деревянного зодчества.
Согласно презентации, которую представил Яковлев, в 1917 году на территории регионов Русского Севера было 1239 деревянных храмов и часовен, на сегодняшний день осталось 390. Больше всего таких объектов в Архангельской области - 225, а также в Вологодской области, республиках Карелия и Коми.
«Одна треть храмов и еще меньше часовен дошло до нас от наших предшественников. 43% храмов в аварийном состоянии и могут исчезнуть в ближайшие 10 лет, если мы не предпримем каких-то усилий», - отметил он.
По словам Яковлева, проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» существует уже 13 лет, сейчас ему помогают 750 волонтеров. За это время участники организовали 370 экспедиций и провели противоаварийные и консервационные работы более чем на 150 объектах.
Санкт-Петербургский международный культурный форум (ПМКФ) проходит с 14 по 16 ноября 2019 года. Его основная тема - «Культурные коды в условиях глобализации».