Прозелитизм: pro et contra

Протоиерей Андрей Ткачев о причинах негативного отношения к прозелитской деятельности

0
807
Время на чтение 3 минуты

С 31 мая по 7 июня 2011 года в городе Лютерштадт-Виттенберг (Германия) проходила 15-я сессия Совместной лютеранско-православной комиссии, сообщает Патриархия.ru. На встрече была завершена подготовка очередной главы богословского текста, который призван отразить сходства и различия в понимании православными и лютеранами различных аспектов экклезиологии. Подготовка этого текста началась в 2000 году. Глава, обсуждавшаяся в ходе состоявшегося заседания, называется «Таинство Церкви: природа, свойства и миссия Церкви». В ней, помимо прочего, затрагивается также вопрос прозелитизма, который обе стороны осудили как противоречащий смыслу и задачам христианской миссии.

Стоит отметить, что в последнее время понятию «прозелитизм» придается исключительно негативный оттенок, а между тем прозелитизм, согласно толковому словарю русского языка, - это не что иное, как «стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии». Господь наш Иисус Христос, напутствуя своих учеников, говорил им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).

Действительно ли прозелитизм противоречит смыслу и задачам христианской миссии? Почему в последнее время понятие «прозелитизм» используется чаще с негативным оттенком? Так ли плох православный прозелитизм? На эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный пастырь, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев.


К прозелитизму отношение негативное потому, что попытки обращать из веры в веру часто базируются на чьей-то временной исторической слабости. Например, в советский период, когда Церковь была сдержана во многих своих жизненных силах и проявлениях, мы воспринимали как недружественный акт, когда людей, выпавших из-под нашего благовестия, уводили представители других вер. В этом смысле негатив может быть. А вообще-то я как православный человек не могу не радоваться, когда кто-нибудь приходит в Православие и находит в нем то, чего не мог найти у себя или у других.

Поэтому на вопрос, является ли прозелитизм положительным или скорее негативным явлением, ответ двоится. Есть примеры явного оболванивания, агрессивного затягивания, раскачивания человеческой психики, такой прозелитизм негативен. Когда же речь идет об искреннем личном поиске Истины, ослабевании той или иной традиции в целях обретения полноты Христианской веры, то я, конечно, не могу этому не радоваться. Но, если православный человек идет к лютеранам и говорит им, что они отпали от апостольского преемства, и предлагает им бросить их «еретические бредни» и возвратиться в лоно Святой Апостольской Церкви, то, с точки зрения лютеран, это будет недружественный шаг, а, с точки зрения православных, этот шаг будет психологически неверным.

Другое дело, если человек, находясь в лютеранской среде, через чтение книг, через интересные литургические традиции в Православии приобретает сначала интерес к Православию, затем у него появляется жажда, а потом он обретает Истину, тогда удерживать его от этого шага мы не имеем никакого права. Поэтому нам нужно создавать условия для более глубокого знакомства с Православием и не препятствовать глубокому и осознанному переходу в Православие тех людей из христиан из других конфессий, которые доросли до этого перехода. Такого рода переход в Православие не стоит называть обидным словом «прозелитизм», а можно назвать красивым словом «воцерковление».

Отношение к понятию «прозелитизм» напоминает отношение к словам «шпион» и «разведчик», если у нас одни разведчики, то у наших врагов одни только шпионы. Поэтому там, где мы совершаем миссию, они обвиняют нас в прозелитизме, но там, где они совершают миссию, мы говорим, что это прозелитизм. Это игра в одни ворота, некое смещение акцентов. Конечно, если мы упустили свою паству, и ее кто-то подобрал, то мы совершили грех, они же получают бонусы. Если человек познакомился со Священным Писанием, только лишь уйдя из Православия, и потом ставит нам в упрек в том, что мы не научили его читать Святую Книгу, тогда здесь нет прозелитизма, а есть естественные формы миссионерства, которые мы упустили, не подобрали. Когда же привлечение к своей вере совершается агрессивно, хамски, нагло, нечистоплотно, горделиво, с пафосом осуждения всех и вся, с пафосом личного самопревозношения, то здесь можно говорить уже о прозелитизме.

Говоря о временах нынешних, то я даже не знаю, можно ли назвать наши времена самыми неблагоприятными для миссии. Потому что уже во времена Апостолов все народы были приватизированы теми или иными религиозными традициями, поэтому принося народам Евангелие, Апостолы всегда взламывали чужую традицию. Поэтому мы не можем назвать наши времена самыми нехорошими для миссии. Но, конечно, и в наше время силен момент собственничества. В глобализирующимся мире, где люди могут знать несколько языков, кроме своего родного, посещать разные страны, получать свободный доступ к любой информации, миссия затруднена приватизационными факторами. Человек будет находить ту религиозную традицию, в которой успокаивается его сердце. Надо сделать так, чтобы наши люди нашли Истину для себя там, где они родились, а чужие нашли ее у нас, не родившись в ней. Это миссионерство, в нем нет ничего плохого.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
«Предать земле из христианского милосердия»:
Почему нам важно похоронить Ленина
20.04.2024
«Дух уныния не даждь ми»: Опасности одной из
главных человеческих страстей
17.04.2024
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06