«Стена» Роджера Уотерса - проблема либерального эгоизма личности

Эссе о рок-шоу «The Wall»

0
2542
Время на чтение 6 минут
Шоу The Wall25 апреля, в Светлый понедельник, в Санкт-Петербурге состоялся концерт Роджера Уотерса с его знаменитым шоу «The Wall» - «Стена», которое в первый раз было показано группой Pink Floyd в Лос-Анжелесе, Нью-Йорке и Лондоне 30 лет тому назад. Затем, в 1990 году это шоу было поставлено в Берлине, и было приурочено к падению берлинской стены, разделявшей город на «западную» и «восточную» части.

Я в первый раз услышал этот альбом в 1980 году, после его выхода в Англии. Наше УКВ-радио сразу же передало его в эфире, что было совсем несвойственно для тех времен. Рок-музыка в эфире - это нонсенс для позднесоветского периода. Но «Пинк Флойд» в своих текстах и музыке выразили резкий протест социальной модели капитализма тех лет и это не могло остаться незамеченным идеологической верхушкой СССР. Как результат - пластинка прозвучала по радио и была записана мною на магнитофон. Мне тогда было 12 лет.

С тех пор альбом был одним из моих любимых. Мне нравилось в нем то, как «правдиво» отражаются чувства маленького человека, постоянно сталкивающимся с проявлениями власти мощных социальных институтов и общественных привычек, с постоянной ложью, которая преследует тебя отовсюду - с экранов телевизоров, из уст людей, в различиях между их словами и делами.

Надо сказать, что слова и музыка в этом произведении написаны очень талантливо, а современные (для того времени) музыкальные эффекты лишь усиливали это впечатление. Учитывая специфику и ложь дряхлеющей советской государственной идеологической машины того времени, этот альбом известной группы особенно хорошо ложился на наши молодые сердца, которые ждали освобождения от фарисейского строя, ждали «глотка свободы». Однако, советские идеологи быстро поняли, что протест музыкантов не только против капитализма, но и против социализма (а как мы выясним позже - против любых насильственных общественных форм) и альбом по радио более не передавался.

С момента прихода в Церковь я перестал слушать рок-музыку. Слишком эмоциональные и громкие песни зачастую вызывают движение совсем не тех центров души, какие хочется, особенно когда знаешь на опыте, что такое настоящая божественная музыка. Поскольку я начал петь в церковном хоре, все потребности моей души в музыке были удовлетворены, и просто не возникало желания, как раньше, что-то другое слушать или, тем более, петь. Но когда мне предложили билеты на шоу «Стена», я согласился, так как это был мой любимый альбом в течение долгих лет.

Р.УотерсРоджеру Уотерсу, автору текстов и существенной части музыки альбома «Стена» уже 67 лет. Но он по-прежнему пытается выглядеть и двигаться на сцене как молодой 36-летний музыкант, в свое время написавший это произведение. Такое ощущение, что время для этого человека застыло. Огромный успех альбома и поставленного на его основе грандиозного шоу, вероятно, привел автора к мысли, что он попал в точку и развития мысли о страданиях и чувствах индивидуальной личности в мире торжествующего зла не требуется. Дана констатация факта - «весь мир лежит во зле», известная еще с Евангелия, и освободить от него может только чудо

Давайте посмотрим, какая стоит проблема перед личностью в социальном окружении, с точки зрения Уотерса. Средствами шоу, текста и музыки нам показывают тоталитарного лидера, который криками в стиле Геббельса сообщает нам, что мы пришли в зал не расслабиться, а «продраться сквозь эту маскировку» («In The Flesh» - «Во плоти»). Кто это во плоти, не вызывает сомнений и это отнюдь не Ангел Божий, а наоборот. Следующие композиции показывают, что зло присутствует во всех, с кем сталкивается современный человек с детства - в учителях («Happiest Days Of Our Lives», «Another Brick In The Wall. Part 2» со знаменитым рефреном «Учителя! Оставьте их (детей) в покое!»); в родной матери («Mother»), которая осуществляет тотальный контроль над личностью ребенка под предлогом его безопасности и благосостояния и тем самым помогает ему выстраивать пресловутую Стену между собой и окружающим миром; в женщине, которая обретается в грехе и грязи («Young Lust»), а потом не в состоянии ответить на острые душевные запросы и бросает героя(«One of My Turns»), который жестоко страдает и зовет ее назад («Don't Leave Me Now»), и продолжает растить стену в своем сердце... Одновременно стена складывается из больших блоков и на сцене и к этому моменту заслоняет уже практически полностью музыкантов, оставляя лишь небольшие прорехи. Первая часть заканчивается композицией «GoodBye Cruel World», в которой звучат слова «Прощайте, все вы, люди. Вам нечего мне сказать, чтобы я изменил свое решение. Прощайте!» - на этом восклицании последний кирпич встает на свое место и на сцене возвышается монолитная стена.

Шоу The WallПервая часть показывает нам процесс построения отчуждения в сердце индивидуума, который видит в окружающем обществе (даже в матери!) лишь посягательства на свою свободу и воспринимает это в штыки. Это ощущение знакомо очень многим в западном обществе (а теперь и в российском), так как идеология либерализма сама по себе подталкивает людей к такому восприятию мира. Здесь музыкант попал в точку. Именно по этой причине альбом слушают многие миллионы людей. Но закономерен вопрос - неужели герой ни разу на пути своего взросления не повстречал Любовь? Даже со стороны матери? В это поверить трудно. Скорее он не придал этой Любви значения, поскольку не любил сам. На первом месте личная свобода и бегство от личных страданий - все, что нарушает или препятствует этому - трактуется как зло, со всеми присущими злу атрибутами - самолетами, бомбами, автоматами, униформой со свастикой. Выстраивается четкая ассоциация - все кто стоят на пути личной свободы, все кто пытаются корректировать твое поведение - обязательно насилуют и убивают, являются злодеями. Мать и любимая женщина в этом ряду. Философия отчужденности личного эгоизма и гимн ему. Стена выстроена.

Шоу The WallВо второй части герой рефлексирует. Он ощущает стену в сердце, хочет выбраться за пределы, хочет взлететь, но не может. Со стеной в сердце он - послушный раб «закабалившего» его общества и навязанных стандартов поведения. Назревает очередной диссонанс - жить со стеной в сердце («Comfortably Numb») герой не хочет и не может, это не жизнь. За стеной его начинают есть черви - мысли, страхи и воспоминания, он надевает маски, пытается бежать, но ничего не помогает. Сейчас его раздавят внешние угрозы вкупе с внутренними страстями - червями («Waiting For The Worms»). Его мучает вопрос - «Неужели я во всем виноват и был виновен все это время, как мне все вокруг и говорили?», выстроенная стена не позволяет ему увидеть ничего кроме обвинений со стороны других людей. Герой не подчиняется внешнему и внутреннему злу, он продолжает хотеть жить. Развязка наступает в композиции «Trial» - «Испытание». Самый Главный Червь судит его и присуждает самое страшное с точки зрения червя - разрушение того, что герой строил всю жизнь - стены в сердце, чтобы герой испытал весь ужас от встречи с себе подобными «злыми» существами. Но жизнь без стены оказывается не так страшна, оказывается есть люди, которые любят тебя, и на этом композицией «Outside the Wall» заканчивается шоу.

Шоу The WallВсе, казалось бы, замечательно. Есть свет в конце тоннеля. И даже, как в сказке, зло вдруг САМОуничтожается. Но так не бывает в действительности. Стену, которую ты позволил себе самому выстроить, необходимо столь же долго самому и разгребать при помощи Божией, докапываясь до любви в своем сердце. Этот тяжелый труд не показан в спектакле, не показан тот Свет, при помощи которого вообще только и возможен такой труд. Музыкант оставляет современным людям лишь надежду на чудо. Причем чудо обезличенное, не связанное с идеалами Добра, или, тем более, именем Спасителя.

Произведение показывает психологическую драму современного человека, живущего без любви и постоянно противопоставляющего себя и остальных. Это противостояние создает стену отчуждения между индивидуумом и социумом. Такая проблема типична для современного западного общества, поэтому, как я считаю, спектакль 30 лет продолжает собирать полные стадионы. Однако, у человека всегда остается интуитивное стремление к Жизни и это стремление оставляет человеку Надежду...

Если бы кроме Надежды, в альбоме-спектакле «Стена» были бы показаны еще Вера и Любовь, то его можно было бы с уверенностью назвать христианским, как не страшно это может некоторым показаться.

Сергей Житинский, «Русская народная линия»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Стена» Роджера Уотерса - проблема либерального эгоизма личности

Про детские дома это вы придумали, я думаю, на оригинальной пластинке пел детский хор из уважаемой английской школы. Все же вы, дорогой сын крестьянина, склонны расклеивать ярлыки и ненавидеть. Пожалейте старичка Уотерса - его мама била, скорее всего, и женщина бросила. А он, хоть и валит вину на них за свои страдания, все же человек живой, ищущий Света. Да и музыкант талантливый. Не верю я , что Господь оставил бы ему талант, если бы в этом не было Провиденциального смысла.

1. крестьянскому сыну

У меня нет сомнений по поводу мировоззрения самого Уотерса. Оно явно индивидуалистическое и антирелигиозное. Про крест - Бог поругаем не бывает. Что касается детей и приведенного вами отрывка - это место из первой части, где герой как раз опускается на дно и выстраивает стену отчуждения. Во второй части было бы место для покаяния, но его нет - именно из-за антирелигиозных взглядов самого Уотерса. Собственно я об этом и говорю. Что грехопадение показано и даже оставлена Надежда на спасение. Но не показан путь - покаяние. Уверен, что Уотерсу моя трактовка не понравилась бы. Тем не менее, мне важны люди, которые его слушают и важно попытаться понять, что они чувствуют, ибо они далеко не все потеряны для Бога.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алекандрович Житинский
Покидая «кроличью норку»
Окончание беседы о смерти рок-н-ролла
05.08.2022
Коронавирус, пандемия, вакцинация…
Как относиться православному христианину?
11.02.2022
Чтобы не угасала память о наших героях, живущих на Небе!
Mail.ru Cloud Solutions совместно с «Жить в небе» поддержали «Бессмертный полк»
22.05.2020
Заработала авторизация и форум
Прошу прощения за двухмесячную задержку
31.12.2019
Все статьи Сергей Алекандрович Житинский
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 08:39
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 08:27
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.12.2024 08:07
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от viner
20.12.2024 08:02
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Новый комментарий от Александр Волков
20.12.2024 07:26
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.12.2024 07:23
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
Новый комментарий от Ленчик
20.12.2024 06:36