Протоиерей Геннадий Беловолов: «Опрос носил искусительный характер»

Петербургский священник прокомментировал данные ФОМ, согласно которым более половины россиян не верят в воскресение после смерти

Я бы усомнился в полной объективности опроса, согласно которому более половины россиян не верят в воскресение после смерти, потому что этот вопрос носит исповеднический характер, и ответ на него - это исповедание своей веры. Сознавали ли люди, отвечая на этот вопрос, что они либо исповедали свою веру, либо отреклись от нее? Если бы вопрос был поставлен более определенно, то я думаю, что люди более глубоко отнеслись к ответу.

Сам по себе заданный вопрос имеет некую светскую форму, предполагает узнать мнение человека. А вопрос, по сути, задан религиозный. Все ли отвечающие сознавали это, помнили о слове Господа: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я» (Мф. 10, 32).

Опрос носил искусительный характер, многие православные крещеные люди таким вопросом были введены в искушение и отреклись от основ своей веры. Вопрос о воскрешении после смерти прямо связан с нашей верой в Бога и в Его всемогущество. Если вырвать какой-то вопрос из общего контекста веры, то, конечно, он будет восприниматься односторонне. Если бы задать вопрос: «Веришь ли ты, что Бог может воскресить после смерти», то подавляющее число верующих ответили бы утвердительно. Если человек себя осознает верующим, то он верит во всемогущество Бога и знает, что Богу все возможно.

Здесь же вопрос задан так, что можно понять, якобы речь идет о некоем объективном воскрешении из мертвых независимо от Бога. Тогда это приобретает двусмысленный характер. Если имеется в виду само по себе воскресение после смерти, то мы знаем, что в природе такого явления нет и быть не может. По сути, те, кто так ответил, в этом правы. Но если подразумевать, что воскресение из мертвых - это чудо Божье, то верующие люди исповедуют всемогущество Бога, факт Его личного воскресения и такого же воскресения силой Божьей каждого из нас. Поэтому, повторюсь, что богословски вопрос сформулирован неточно, статус опроса носит двойственный и провокационный характер.

Что касается содержательной части опроса, то трудно классифицировать верующих по социальным группам, имущественному положению. Пока еще никто не нашел закона, по которому человек приходит к вере в Бога. Это тайна души человека, и прав Достоевский, что неисповедимы пути, которыми Господь приводит к Себе человека. Конкретные данные носят, скорее, характер занимательной информации. Понятно, что люди, живущие на грани жизни и смерти, - это воины, работники правоохранительных органов. Они видят смерть чаще, и для них это более близкий факт бытия, чем для людей, не часто с этим сталкивающихся.

Что касается сельских жителей, то я удивлен таким результатом, потому что, например, если зайти в Родительские субботы на сельское кладбище, то там можно увидеть почти всех жителей, а ведь это тоже косвенное исповедание веры в бессмертие души. Иначе, зачем в Родительские дни, в установленные Церковью дни памяти приходить на кладбище?

Затем можно сравнить количество крестов на сельских и на городских кладбищах. Очевидно, что на сельских - это устойчивая традиция. У меня на дальнем приходе, например, на все кладбище только один памятник со звездой установлен. А на городских кладбищах такие стоят сплошь и рядом. Поэтому данные опроса трудно воспринимать как объективные, трудно их анализировать, особенно с какими-то пастырскими целями. Вероятно, тут сказывается тот факт, что в городах просто живет большее число людей, и в силу этого храмы наполнены. Вот у меня есть храм в селе Лиственка, там на зиму остается 12 человек. На праздник в церковь приходят человек 6-7, т.е. больше половины. И можно сказать, что там процент верующих больше, чем в Петербурге, где проживает 4,5 млн населения, но в храмах никогда не бывает 2 млн человек, даже в пасхальную ночь. Вот и получается, что в селе Лиственка процент верующих выше, чем в Петербурге.

Статистическое отношение к вере вряд ли возможно. Если уж «гармонию алгеброй» нельзя поверить, как нас научил Пушкин, то тем более таким бухгалтерским подсчетом определить гармонию души человеческой с Богом не представляется вообще возможным. Интересно порассуждать на эту тему, но опрос не вызывает доверия.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

5. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Опрос носил искусительный характер»

я никогда не участвую ни в каких опросах, поскольку все анкеты составлены не только искусительно. но прицельно. Можно при помощи разных анкет опросить однихи тех же людей и будут разные результаты. Сколько анкет, столько результатов. Нужно посылать подальше всех, кто опрашивает. покольку они не только манипулируют сознанием, но и выдают эти подделки за мнение людей. с которым они тут же и "считаются".

lucia / 14.05.2011 11:05

4. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Опрос носил искусительный характер»

1) Чем больше у нас будет иммигрантов, чем хуже будут эти проценты. 2) ОЧЕНЬ много зависит КТО, КАК и ГДЕ ведет опрос. И подстроить много под что угодно вольно или не вольно.

Алексей / 14.05.2011 08:36

3. Все правильно

Молодец батюшка,поддерживаю.

Александр / 21.04.2011 07:58

2. Кому нужны эти опросы?

Какова цель таких опросов?Чтобы извернуться и снова доказать,что на Руси нет Православия,нет людей,верующих в Бога?Как хочется господам-авторам подобных мероприятий навязать свое мнение,завязать глупые дискуссии!А народ,он в здравии и сытости про Бога не помнит,а как болезнь,горе -тут о Боге вспоминает!А сколько людей приходят в церковь на два самых великих праздника-куличи светить и воды Крещенской набрать-они,выходит, тоже не верят в Бога?

Елена / 21.04.2011 04:48

1. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Опрос носил искусительный характер»

Светские СМИ очень невежественны, таким опросом они могли ввести людей в заблуждение. Если бы вопрос стоял так - верите ли вы, что жизнь после смерти не заканчивается? Или, в то, что есть потусторонняя, жизнь, или загробная. Тогда бы ответы были другие. Ну невозможно мыслить только земными категориями. Воскресение, для нас это значит спасение. Святые отцы говорили, что все спасутся, только я не спасусь. Быть убежденным в своем спасении, это опасно, это тяжелое духовное заболевание. В этом опросе видимо каждый свое имел ввиду. Но в то, что посмертная жизнь существует, верят и чувствуют очень многие. Это мистика, но что поделать если советский период для кого-то вытравил Гоголя. Какая ограниченность однако... Очень жаль. Если люди действительно не верят в жизнь после смерти, то они духовно слепы. Возможно мало просвещения, а возможно и качественного образования. У нас надежда только есть, что мы можем спастись. Но для этого жизнь должна быть во Христе. Или после церковь будет вымаливать нас за нашу крайне приземленную жизнь. Земная жизнь без жизни духовной, это и есть уже смерть. Кошмар какой. Даже китайцы со своей философией более духовны, чем российские СМИ.

Людмила / 21.04.2011 02:52
Геннадий Беловолов
Современный праведник
Последний Новый год Игоря Евгеньевича Смыкова в Квартире св.Иоанна Кронштадтского
23.11.2020
Социальная прозорливость Госдумы
Депутаты одобрили законопроект о продлении молодости до 35 лет
12.11.2020
Посмертная СМС-ка священника Александра Шумского
Непридуманная история об одном высокотехнологичном чуде
29.10.2020
Пересвет нашего времени
Владыка Иоанн (Снычёв) – удивительное явление в истории нашей Церкви
28.10.2020
Чем гордиться русскому человеку?
Левада-Центр провёл опрос о том, чем можно гордиться и чего стыдиться в истории России
21.10.2020
Все статьи Геннадий Беловолов
Последние комментарии
«Человечество втягивается в "светлое цифровое будущее"»
Новый комментарий от Андрей Козлов
03.12.2020 12:07
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 11:57
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
02.12.2020 11:33
«Избавиться от затёртых шаблонов не получилось»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 07:47
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 05:04