Комментируя эту акцию, имам-хатыб московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов сказал: «Москва - единственное место в мире, где на миллион с лишним мусульман приходится всего четыре мечети. Нам не хватает молельных помещений. Мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере».
В свою очередь, исламовед Роман Силантьев отметил, что эти слова звучат как «угроза в адрес православного большинства и откровенный шантаж московских властей». «В первый раз идея молитвы мусульман в православных храмах была предложена представителями Совета муфтиев России два года назад, и тогда она выглядела просто глупой шуткой. К сожалению, заявление имам-хатыба Ильдара Аляутдинова показало, что эта инициатива воспринимается всерьез отнюдь не единичными деятелями», отметил Силантьев. По его мнению, мусульмане «имеют право просить православных помочь им с местами для молитвы» - например, священники расположенного рядом с московской Соборной мечетью храма Святителя Филиппа выделяют место молящимся мусульманам в церковной ограде, но «попытки навязать им свое присутствие в храмах ничего, кроме межрелигиозного конфликта, вызвать не способны».
«Интересно, как бы отреагировали власти Саудовской Аравии на заявление местной христианской общины, насчитывающей свыше миллиона человек и не имеющей вообще ни одного храма, на предложение в качестве крайней меры совершить Литургию в мечети в Мекке? Или, может быть, православным Татарстана, испытывающим серьезный недостаток в храмах, стоит предложить мусульманам использовать гораздо более многочисленные мечети по очереди?» – сказал Р.Силантьев.
Исламовед убежден, что И.Аляутдинов должен извиниться за свои высказывания перед православными христианами, «хотя урон, нанесенный им и без того хрупкому межрелигиозному миру в столице, уже необратим».
В связи с возникшим конфликтом, корреспондент издания опросил православных священнослужителей, попросив их ответить на вопрос: должно ли при строительстве культовых зданий учитываться мнение местных жителей и как относиться к словам Ильдара Аляутдинова.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что мнение местных жителей, безусловно, нужно учитывать и уважать. «Мне это представляется совершенно очевидным. Но столь же очевидно, что мусульман в Москве много, а мечетей мало. Нужно искать компромисс. И мне кажется, что это вполне реально. Например, строить мечеть на некотором удалении от жилого массива, дабы не вызывать раздражения у местных жителей», - предложил он. «Альтернатива – намаз в православном храме – невозможна в принципе. Это запрещено церковными канонами. И попытки мусульман предпринимать какие-то действия в противоречие православным церковным канонам и русской культурной традиции будут однозначно восприняты как сознательное разрушение мира в межрелигиозных и межнациональных отношениях, для поддержания которого прилагается немало усилий», - добавил отец игумен.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что проблему с нехваткой мечетей в Москве надо решать. «Неплохо, конечно, когда городские власти прислушиваются к мнению местных жителей. Правда, по вопросу о строительстве мечети мнение большинства и так предугадать несложно. Большинство будет против», - сказал он. «Может быть, следует строить мечети на достаточном удалении от жилых домов, чтобы не возбуждать ненужного беспокойства местных жителей, которые, в свою очередь, должны осознать необходимость и полезность поддержания мирных отношений с мусульманами. Разумеется, еще до начала строительства мечети нужно детально разобраться во всех обстоятельствах и провести разъяснительную работу с местным населением. Компромисс, по-моему, вполне достижим», - считает он. «Что же касается слов настоятеля Соборной мечети о возможности мусульманского богослужения в православных храмах из-за нехватки мечетей, то они мне кажутся очень странными. Я очень надеюсь, что до этого дело не дойдет», - заключил отец Александр.
Председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) полагает, что мнение жителей района «Текстильщики» должно быть учтено. «У верующих любого вероисповедания должно быть место для молитвы. Молиться в иноверческом храме однозначно запрещено. Но мнение жителей района, где планируется возведение храма или мечети, должно обязательно учитываться. Если возникает соответственный протест, то лучше всего решать спор путем публичных слушаний, когда каждая сторона может открыто высказать свое мнение и выслушать чужое», - подчеркнул священник. «Кроме того, районные власти Текстильщиков должны объяснить местным жителям, почему было принято решение о возведении мечети, тогда как ранее было отклонено предложение о строительстве православной часовни на этом земельном участке. Мнение православного большинства в любом случае должно учитываться», - заключил он.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» священник Максим Первозванский признал, что ситуация сложилась непростая. «Поневоле вспоминается письмо жителей Санкт-Петербурга мэру Валентине Матвеенко по поводу того, как проходили в городе мусульманские праздники. В нем отмечались как факты нарушения порядка и громкие воззвания муэдзинов в динамики в шесть утра, и заклание жертвенных животных во дворах», - напомнил священник.
«В последние десятилетия мы наблюдаем экспансию нерусского населения в традиционно русские области. В результате мигранты, живя на этих территориях уже в третьем поколении, начинают их воспринимать как свою Родину. Вполне естественно, что у них возникает желание строить свои храмы, поддерживать свою веру, обычаи и культуру», - сказал он. «Но коренных москвичей, принадлежащих православной русской культуре и воспринимающих Москву как русский город, тоже надо понять. Их акция протеста, свидетельствует, – и это важно, – что в обществе существует обоснованное опасение, что за этой мечетью последуют вторая и третья и т.д. И возникает вопрос: остается ли Москва русским городом? А ведь этот вопрос сейчас даже задавать неприлично», - заметил отец Максим.
«Я, безусловно, понимаю обе стороны конфликта. И, естественно, высказывания г-на Аляутдинова выглядят агрессивно. Но все происходящее – маленький отголосок большой и глобальной проблемы, которая мне видится в отсутствии у нашей страны большого русского цивилизационного проекта. Государство ничего не делает, чтобы сохранить русскую нацию и русскую культуру как основы российского государства – оно, в отличие от меня, боится прослыть неполиткорректным», - заключил он.