События, которые буквально на ровном месте развернулись вокруг пресловутого письма молдавских клириков против экуменизма, официально направленного ими Патриарху Кириллу - яркий пример того, как возникает, по сути, любой кризис. На ровном месте он и возникает. То есть это кажется, что на ровном. В действительности просто скрытые, подспудные процессы, которые «власть» не хотела замечать, вдруг выходят на поверхность. Пиаровский шарик виртуальных технологий, натянутый на реальность, создает иллюзию того, что все OK, у нас все под контролем, и «власть» вроде бы может вполне спокойно чувствовать себя, «мы ведем». Тем более, что дворня всегда глаголет, что барину угодно, а не то, что есть на самом деле, ибо у нее, у дворни, свои понятные интересы. И вдруг наступает «рандеву» с реальностью, и так ловко натянутый, такой красивый шарик лопается. Реальность же часто обжигающа и взрывоопасна. Тут дворня уже не поможет, ибо момент истины - отнюдь не ее стихия.
Самое тревожное для церковных верхов даже не в том, что письмо было и не в том, что «подписантов» - достаточно много и что они упорно не желают уходить в сторону Диомида, в сторону раскола. Самое страшное для Чистого переулка (ибо в нынешней системе управления едва ли не все есть «пиар», картинка, выстраиваемая СМИ) - в том, что до сих пор на официальных ресурсах РПЦ нет никаких комментариев по поводу встречи в Троице-Сергиевой Лавре, прошедшей с участием епископа Феогноста и «виновников торжества». И это - косвенное свидетельство провальности предпринятой попытки увещевания «смутьянов». При всем том, что добычинский сайт «Москва - третий Рим» и тем более «Кредо» - не вполне надежные источники информации, судя по всему, на сей раз они пишут по большей части правду, по крайней мере, в основном, если, конечно, сделать поправку на их обычную невежливость и полную неполиткорректность. (См.: http://www.3rm.info/religion/5002-eres-zagnannaya-v-ugol-pokazyvala-zuby-pervaya.html). И то, что ситуация вдруг докатилась до того, что Добычин и «Кредо» становятся чуть ли не единственным источником информации о столь знаковом событии при более чем красноречивом молчании церковного официоза - и есть главная «пакость» всего происходящего для наших церковных верхов.
В чем главный урок этого столь знакового события? Подписанты пресловутого письма - немудреные люди, крайне плохо знакомые с церковным протоколом, что странно для клириков. (Нельзя в письме, обращенном к Патриарху, писать «Вы нас не представляете». Это не просто невежливо, но канонически абсурдно. Если «не представляете», то есть, как можно понять, не являетесь нашим Патриархом, тогда в чем смысл обращения?). Однако они упорны, внутренне честны и достаточно все же разумны, чтобы в решающий момент твердо заявить: «Мы не раскольники, мы против раскола, мы хотим обсуждать и решать проблему на общецерковном уровне». Однако главной неожиданностью для тех, кто, «достигнув высшей власти», полагает, что никакой оппозиции уже нет, потому что ее не может быть никогда, стала готовность «простых людей» пусть к не особо глубокой, но все же вполне содержательной и осмысленной дискуссии. «Фундаменталисты» - они же дикари, разве они способны дискутировать?.. А тут не только на каждое слово десять, а еще и ролики показывают... Это вам не безгласный Диомид, идеальный спарринг-партнер, за которого все писали другие, который на все увещевания молчал, а потом совершал вопиющие канонические преступления... Так что выполнявшему поручение владыке Феогносту, пришедшему на встречу увещевать и урезонивать, а не вести дискуссию, можно только посочувствовать.
Итак, что же дальше? Испытывая «головокружение от успехов», команда «новых и успешных» все последнее время презрительно третировала системную оппозицию, респектабельную и церковно-лояльную «оппозицию Его Величества» со злобной мстительностью, достойной лучшего применения. Никакой содержательной дискуссии при этом не предполагалось. Причем, делалось это в основном руками услужливой дворни, готовой на все ради очередных трех копеек. Как говорится в одном кинофильме, «у некоторых возникли вредные иллюзии», что можно управлять Церковью при помощи политтехнологий. Теперь приходится иметь дело с радикалами, а казалось бы, давно приведенные в полное ничтожество настоящие - упорные и убежденные раскольники, совсем как Ленин и К° в 1917-м, неожиданно для самих себя вдруг начинают набирать вес. Бурная политическая осень в РПЦ уже началась! Может, у кого-то хватит ума осознать, что молдавское письмо - лишь верхушка страшного айсберга? Причем, его подводная часть куда страшнее, чем видимая, и как бы корабль РПЦ на нее не наткнулся...
Самое опасное для византийского двора - даже не те сотни и тысячи рядовых, служащих в провинции клириков и мирян, которые настроены не менее радикально, чем эти молдаване, но пока побаиваются столь же громко и бесстрашно заявить о том вслух. Самое страшное - это глухая архиерейская оппозиция. Они будут сдерживать свои эмоции и привычно молиться за Предстоятеля. Но станут ли они, как о том мечтают наши экуменисты, молиться за папу?
Сейчас можно, конечно, «проявить власть», наложить прещения на несколько десятков молдавских клириков и считать вопрос решенным. А если завтра в другом месте выступят несколько сотен? Сила и власть - не одно и то же, и никакая подлинная власть не держится на голой силе, не подкрепленной моральным авторитетом. Можно же - осознать всю серьезность ситуации и начать конструктивный диалог с системной оппозицией, начав реальное, а не виртуальное возрождение в нашей Церкви норм соборности. Сегодня для того, чтобы «разрулить» ситуацию, Патриарху придется востребовать всю свою элитную сложность, никак не совместимую с прямолинейностью и одномерностью пресловутого проекта «новой миссии», то бишь модернизации РПЦ, навязываемой «фролерами».
Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии»
1. Re: Бурная политическая осень в РПЦ уже началась