9 сентября 2010 года исполняется 20 лет со дня убийства протоиерея Александра Меня. Напомним, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем соболезновании по случаю гибели священника отметил, что «в своем богословском дерзновении отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей полнотой Церкви. Что ж, «надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие»». В связи с этой годовщиной мы попросили известного московского пастыря, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерея Олега Стеняева высказать свое мнение об актуальности наследия отца Александра Меня и востребованности его идей в Церкви.
Можно по-разному относиться к наследию отца Александра Меня, но в своё время его книги сыграли немалую роль в жизни очень многих православных христиан, особенно из числа интеллигенции. Его книги в то время издавались ксероксным способом, нелегально распространялись. Особенный интерес был к его книге «Истоки религии», где он, может быть, первым из священников, говорил с атеизмом на языке науки. Без сомнения, эта книга помогла очень многим людям.
Если говорить о других работах отца Александра, то, на мой взгляд, его главной проблемой было то, что он увлекался библейской критикой конца XIX - начала XX века. У нас с некоторым опозданием происходило погружение в те достижения, которые имела западная библеистика. Отец Александр Мень увлекался тем, что те же самые христиане Запада смогли переварить и отвергнуть, он же за это держался. Элементы библейского критицизма присутствуют в его работах «Магизм и Единобожие», «На пороге Нового Завета» и в ряде других его книгах. И это, конечно же, большой минус.
Он стремился общаться с людьми, вести диалог с молодежью, что, конечно, очень важно. Но, на мой взгляд, для русских людей важно именно возвращение к традиции предков, а происхождение отца Александра не позволяло ему выстроить правильную систему оглашения, которая способствовала бы возвращению к идеалам Святой Руси. Это тоже был минус в его деятельности. Отец Александр Мень был больше космополит в христианстве, чем православный священник. К его чести надо сказать, что он и не скрывал свой космополитизм, когда он давал интервью еврейской газете в период перестройки, то он прямо сказал, что его нахождение в Православии, а не в католицизме, обусловлено только его географическим местопребыванием. На мой взгляд, это было беспринципное заявление.
Но то, что он вел диалог с атеизмом с позиции науки, - очень важно. Именно эта часть его творчества по-прежнему актуальна и востребована. Напротив, его библейский критицизм, думаю, ни у кого особого интереса не вызывает.
Что же касается оценки его деятельности в целом, выяснения того, была ли она положительной или скорее отрицательной, то, если говорить о его полемическом диалоге с атеизмом, то здесь, конечно, есть плюсы, а если говорить о его попытке рассказать нам о самом библейском откровении языком науки, то тут бесконечное число минусов. Одно дело, когда он говорит с атеистами языком науки, защищая наше вероучение, но когда он говорит о Библии тем же языком в научных понятиях, то это является вызовом нашей вере. В этом случае он ставит под сомнение многие вопросы. Например, в книге «Магизм и Единобожие» он пишет, что вопрос о том, существовал Авраам или нет, не важен, а важно то, что такой образ существует. Мне кажется диким ставить под сомнение существование Патриархов Божиих, тем более, что он имел отношение к народу, который произошел от Авраама.
Я был молод, когда познакомился с книгами отца Александра, сильное впечатление произвела на меня его книга «Истоки религии», но когда я стал читать вторую книгу «Магизм и Единобожие», то здесь я уже с отцом Александром Менем распрощался. Я его видел несколько раз. Он приезжал в библиотеку Московской духовной академии, тогда я учился в семинарии. У него был свободный доступ в библиотеку, он мог брать любые книги. Он мог брать книги даже домой, что мало кому разрешалось. Кстати, до сих пор существует миф, что Церковь якобы гнобила и преследовала отца Александра Меня. Это не правда. Он имел все мыслимые и немыслимые церковные награды. Я видел его фотографию и был поражен тем, какое количество наград на нем было. Он мог бы посоревноваться с Брежневым по количеству наград.
2. Ещё дополнение
1. Уточнение