«Отец Александр Мень был космополит в христианстве»

Протоиерей Олег Стеняев размышляет о творчестве известного священника в связи с 20-летней годовщиной со дня его убийства

Отец Александр Мень 
0
4369
Время на чтение 3 минуты

9 сентября 2010 года исполняется 20 лет со дня убийства протоиерея Александра Меня. Напомним, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем соболезновании по случаю гибели священника отметил, что «в своем богословском дерзновении отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей полнотой Церкви. Что ж, «надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие»». В связи с этой годовщиной мы попросили известного московского пастыря, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерея Олега Стеняева высказать свое мнение об актуальности наследия отца Александра Меня и востребованности его идей в Церкви.

Можно по-разному относиться к наследию отца Александра Меня, но в своё время его книги сыграли немалую роль в жизни очень многих православных христиан, особенно из числа интеллигенции. Его книги в то время издавались ксероксным способом, нелегально распространялись. Особенный интерес был к его книге «Истоки религии», где он, может быть, первым из священников, говорил с атеизмом на языке науки. Без сомнения, эта книга помогла очень многим людям.

Если говорить о других работах отца Александра, то, на мой взгляд, его главной проблемой было то, что он увлекался библейской критикой конца XIX - начала XX века. У нас с некоторым опозданием происходило погружение в те достижения, которые имела западная библеистика. Отец Александр Мень увлекался тем, что те же самые христиане Запада смогли переварить и отвергнуть, он же за это держался. Элементы библейского критицизма присутствуют в его работах «Магизм и Единобожие», «На пороге Нового Завета» и в ряде других его книгах. И это, конечно же, большой минус. 

Он стремился общаться с людьми, вести диалог с молодежью, что, конечно, очень важно. Но, на мой взгляд, для русских людей важно именно возвращение к традиции предков, а происхождение отца Александра не позволяло ему выстроить правильную систему оглашения, которая способствовала бы возвращению к идеалам Святой Руси. Это тоже был минус в его деятельности. Отец Александр Мень был больше космополит в христианстве, чем православный священник. К его чести надо сказать, что он и не скрывал свой космополитизм, когда он давал интервью еврейской газете в период перестройки, то он прямо сказал, что его нахождение в Православии, а не в католицизме, обусловлено только его географическим местопребыванием. На мой взгляд, это было беспринципное заявление. 

Но то, что он вел диалог с атеизмом с позиции науки, - очень важно. Именно эта часть его творчества по-прежнему актуальна и востребована. Напротив, его библейский критицизм, думаю, ни у кого особого интереса не вызывает.

Что же касается оценки его деятельности в целом, выяснения того, была ли она положительной или скорее отрицательной, то, если говорить о его полемическом диалоге с атеизмом, то здесь, конечно, есть плюсы, а если говорить о его попытке рассказать нам о самом библейском откровении языком науки, то тут бесконечное число минусов. Одно дело, когда он говорит с атеистами языком науки, защищая наше вероучение, но когда он говорит о Библии тем же языком в научных понятиях, то это является вызовом нашей вере. В этом случае он ставит под сомнение многие вопросы. Например, в книге «Магизм и Единобожие» он пишет, что вопрос о том, существовал Авраам или нет, не важен, а важно то, что такой образ существует. Мне кажется диким ставить под сомнение существование Патриархов Божиих, тем более, что он имел отношение к народу, который произошел от Авраама.

Я был молод, когда познакомился с книгами отца Александра, сильное впечатление произвела на меня его книга «Истоки религии», но когда я стал читать вторую книгу «Магизм и Единобожие», то здесь я уже с отцом Александром Менем распрощался. Я его видел несколько раз. Он приезжал в библиотеку Московской духовной академии, тогда я учился в семинарии. У него был свободный доступ в библиотеку, он мог брать любые книги. Он мог брать книги даже домой, что мало кому разрешалось. Кстати, до сих пор существует миф, что Церковь якобы гнобила и преследовала отца Александра Меня. Это не правда. Он имел все мыслимые и немыслимые церковные награды. Я видел его фотографию и был поражен тем, какое количество наград на нем было. Он мог бы посоревноваться с Брежневым по количеству наград.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ещё дополнение

Иногда думаю - ... кто убил-то о.Александра? КОМУ это было нужно? Чада хором: КГБ! А я что-то не верю... КГБ? Да зачем?! Это КГБ в это время страну сдавало... <...> Ну кому он мешал? <...> Видно, только на Страшном суде мы это узнаем.

Уважаемая собеседница! По-моему, Вы напрасно разводите чрезмерную таинственность на пустом месте. Мень такая же точно "жертва тоталитарного режима", как, например, Литвиненко или Политковская. Он отработал свой ресурс, и далее был полезен только своей смертью во славу Израиля. В его смерти обвиняли не столько "кровавое" КГБ, как "православных фашистов". Тут "кстати" пришлись и требования Меня отказаться от прославления Гавриила Белостокского. Причём это всё с выражением самой серьёзной скорби печаталось в коммунистической формально ещё прессе (журнал Огонёк). Именно после смерти Меня стало возможно широкое распространение его ядовитых "трудов". Немаловажно и завершение деятельности иудейского выкреста исполнением херема, которому подлежит иудей, перешедший в христианство. Другим наука.

1. Уточнение

От самого о.Александра никогда не слышала никаких националистических высказываний, а вот когда он умер, то чада его ближайшие и дальние открыли рот и заговорили.

Всё-таки высказывания были. Это известное требование к Русской Православной Церкви отказаться от прославления как умученного от ж...в св. мл.-муч. Гавриила Белостокского.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Отец Александр Мень
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40