Здесь есть и объективные причины, и, наверное, элементы сговора. Но мне кажется, что главную проблему представляет поведение населения, которое научено горьким опытом 1990-х годов и начинает сметать с полок магазинов все не скоропортящиеся продукты. Так что в возникшем дефиците круп во многом виноват ажиотаж покупателей. Не знаю, есть ли признаки специально нагнетаемой паники, но население у нас такое, что порой панику специально и нагнетать не надо, кто-то кому-то заговорщицким шепотом что-то сообщит и все бегут в магазин опустошать полки. Я думаю, что сегодня главную роль в возникшем дефиците играет, прежде всего, этот момент.
Конечно, этот ажиотаж имеет под собой определенную объективную причину, но я думаю, что ситуация не настолько плоха, чтобы продукты исчезали из магазинов с такой скоростью. Остается открытым мировой рынок, а проблема продовольственной безопасности - это первое, что будет решать любое государство, даже самое нерадивое. Поэтому меня удивляет, что мы не видим решительных действий со стороны соответствующих государственных структур, которые уже должны были бы немедленно начать интервенции, провести разъяснительную работу, анонсировать соответствующие закупки продовольствия и т.д.
Самой же по себе продовольственной проблемы пока не существует. Даже если придется часть продовольствия закупать на мировых рынках, подорожание будет исчисляться процентами, а никак не подскочит в разы. А когда люди скупают в магазинах всё подряд, естественно, что владельцы магазинов пользуются этой ситуацией, и любой ажиотажный спрос порождает рост цен. Получается, что ожидаемый рост цен начинает самореализовываться. Это проблема любой паники. Так же ведут себя и финансовые рынки, и толпа. К сожалению, человечество за тысячелетия истории так и не научилось с этими ситуациями справляться. Я думаю, что это главная существующая на сегодняшний день проблема.
Даже если предположить, что мы живем в положении войны, всё равно запасов зерна хватит, чтобы прожить этот год спокойно. Да, урожай меньше, чем потребности страны, но это скорее проблема кормового зерна и мы увидим, как начнут резать скот те хозяйства, которые не смогут закупить его в достаточном количестве. Но даже если страна находится в состоянии войны, можно ввести рационирование, отпускать по талонам продукты ровно в тех нормах, которые положены людям. В условиях же открытого рынка никаких причин для ажиотажа не существует. Нехватка даже 10-20 млн тонн зерна в масштабах мирового рынка решается без проблем. Это будет дополнительная нагрузка на бюджет, но значит можно сократить другую статью расходов, это не такие большие средства.
Поэтому я объективной причины происходящего, в тех масштабах, в которых это сегодня происходит, не вижу. Вполне возможно, что эта паника специально организована. Достаточно нескольких публикаций в СМИ, возможно, даже хорошо проплаченных, чтобы вызвать панику. Так что задача правительства бороться именно с паникой. Методов много, от разъяснительной работы, до решительного пресечения деятельности спекулянтов и интервенций на рынке, чтобы сбить цены. Но, к сожалению, психологические факторы работают против населения.
Андрей Кобяков, доцент МГУ, к. э. н., специально для «Русской народной линии»