Как вы относитесь к идее выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных мусульманских молитв в Москве? Правомерно ли в настоящее время считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к священнослужителям.
Глава пресс-службы Московского Патриархата протоиерей Владимир Вигилянский считает, что москвичам следует с пониманием отнестись к нуждам мусульман. «Безусловно, Москва – русский город. Но в нем проживают представители различных религиозных меньшинств, в том числе и мусульмане», - заявил он. Высказав предположение, что информация о предстоящей трансляции мусульманских молитв через громкоговорители подверглась искажению, священник уточнил, что динамики будут выставлены перед мечетями, чтобы молитвы были слышны тем, кто не сможет в эти мечети попасть.
«Что было бы лучше для москвичей? Запретить трансляцию мусульманских молитв через динамики вблизи мечетей? Но тогда это даст повод для строительства новых мечетей. Или немного потерпеть и дать возможность несколько раз в год мусульманам, не попавшим в мечеть, слушать свои праздничные молитвы через динамики рядом с мечетью? Мне лично второй вариант нравится больше», - заключил отец Владимир.
Священник Валерий Буланников, клирик храма Святителя Николая в Отрадном считает, что православный облик Москвы следует сохранять. «Я считаю, что транслировать мусульманские молитвы вполне допустимо в пределах двора, непосредственно прилегающего к мечети, а не на весь город через автомобили», - заявил священник. По его словам, в Москве это выглядело бы "слишком странно". "Мы все-таки не в Саудовской Аравии живем", - уточнил отец Валерий. При этом он отметил, что в Москве остается все меньше признаков русского православного города. «Своеобразие Москвы стирается. Она постепенно превращается в мультикультурный и безликий мегаполис, в котором ценятся только деньги», - заключил отец Валерий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, указав на наличие у мусульман тех же прав, что и у православных, призвал воздержаться от трансляции мусульманских праздничных молитв на весь город. «Транслировать мусульманские молитвы в непосредственной близости от мечетей, по-моему, можно. Нет ничего плохого в том, чтобы мусульмане, не сумевшие попасть на свой праздник в мечеть, слышали свои молитвы рядом с ней. Но транслировать мусульманские праздники на весь город, навязывая людям чуждую религиозную традицию, конечно, нецелесообразно», - заявил он.
«Безусловно, мусульмане являются полноправными гражданами, как и верующие других конфессий, как и неверующие. Но нельзя сталкивать лбами представителей различных групп. Трансляция молитв близ мечетей должна быть организована так, чтобы не раздражать других людей», - считает священник. Отметив, что Москва является русским городом, отец Тихон подчеркнул, что в российской столице «не должны как-то ущемляться права граждан России, представителей национальных и религиозных меньшинств в равной степени, как и права большинства».
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", не сомневается в том, что Москва – русский город. «Вопрос о Москве уже сам в себе, на мой взгляд, содержит положительный ответ. Правомерно ли считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? – Ну, разумеется, правомерно!» - заявил он.
«А следующий вопрос уже – как именно соблюдать эти традиции. Я убежден, что ответ должен быть найден либо в виде компромисса сторон – властей, мусульманского духовенства и православной общественности; либо путем законного правового разбирательства, когда суд установит рамки дозволенного. На этот вопрос надо смотреть без надрыва, т.к. решается он легко», - объяснил отец Макарий.
Он также заметил, что данный спор "принадлежит к числу повседневных споров, возникающих в правовом государстве и решаемых правовым путем – мирным соглашением или судебным разбирательством". «Так получается, что если в обычный спор вмешивается религия или вопрос национальности, начинается надрыв. С этим случаем в некотором смысле схожа ситуация с химкинским лесом. В нашей стране тысячи таких инцидентов, когда кто-то что-то не поделил – но здесь пошли и забросали грязью дома. С какой стати? Все можно решить в правовом порядке", - в заключение напомнил отец Макарий.