На глобальном уровне война 2008 года оказала влияние на систему глобальной безопасности. Война показала, что существующая система глобальной безопасности неэффективна. Хотя по своим масштабам этот конфликт невелик, но поскольку в него оказались втянуты США, а также были затронуты интересы других крупных игроков, например, Евросоюза, он оказал влияние и на мировую политику. Наблюдатели ОБСЕ опубликовали свой отчет о конфликте и его участниках лишь через несколько месяцев после того, когда ситуация уже была урегулирована. Поэтому возникает вопрос, нужна ли столь «оперативная» миссия ОБСЕ, которая реагирует на конфликт через несколько месяцев после его разрешения? НАТО в этой ситуации тоже себя никак не проявила. Правда, альянс осуществил демонстрационный вход кораблей в Черное море, что тоже не способствовало разрешению конфликта. Совет Россия-НАТО приостановил свою деятельность по инициативе американцев, после чего у России возник резонный вопрос: зачем вообще тогда нужен этот совет?
США вошли в XXI век как крупнейшая сверхдержава. Но, в результате экономического кризиса появились сомнения в экономической мощи Соединенных Штатов. В военном же отношении, несмотря на пробуксовку в Иране и Афганистане, США считались мировым лидером, участником разрешения всех основных мировых конфликтов. До войны 2008 года в военной мощи США мало кто сомневался. В этом конфликте США повели себя, как вели себя великие державы в годы «холодной войны». Руководство Буша встало на сторону грузинских властей, таким образом, показав себя небеспристрастным участником разрешения конфликта.
Думаю, что разговоры Обамы о перезагрузке российско-американских отношений во многом навеяны кавказским кризисом 2008 года. США просто оказались в стороне при разрешении этого конфликта, они ничего не смогли предложить. Напротив, Евросоюз, которого до недавнего времени считали карликом в военно-политическом отношении, проявил в том конфликте необычную активность. ЕС внес существенный вклад в урегулировании кавказского кризиса. Теперь было бы неправильным говорить, что Евросоюз является политическим или военным карликом.
Как отмечают американские эксперты, если в начале 2008 года, когда Президент России Дмитрий Медведев выдвигал свои инициативы о создании новой системы европейской и глобальной безопасности, его предложения воспринималась скептически, поскольку считалось, что существующая система себя оправдывает, то после кавказского кризиса эти предложения стали восприниматься более серьезно, так как существующая система глобальной безопасности показала свою неэффективность. Вопрос о реформировании системы глобальной безопасности попал в повестку дня. Если американцы настаивают на том, что существующая система вполне работоспособна, то европейцы выступают за ее реформирование. Позиция США по данному вопросу легко объяснима, дело в том, что в основных институтах системы европейской и глобальной безопасности лидерство до сих пор сохраняется за американцами, которые занимают ключевые должности в этих организациях. Что же касается Евросоюза, то кризис 2008 года показал, что Европа способна самостоятельно решать вопросы безопасности без помощи США.
Что касается геополитического значения войны 2008 года, то стоит отметить, что Кавказ – одна из важнейших геополитический точек не только Евразии, но и всего мира. Ряд экспертов считают, что конфликт 2008 года был связан с тем, что по территории Грузии проходит коридор, по которому можно транспортировать энергоносители из Центральной Азии в Европу. Поэтому этот конфликт внес коррективы в мировую повестку дня и оказал влияние на политику США и ЕС.
Что же касается российско-грузинских отношений, то поскольку они носят фундаментальный характер, они не пострадали от этого конфликта. Хотя текущая ситуация неблагоприятна, но конфликты такого масштаба не способны порвать наши отношения, а также исторические и культурные связи, которые имеют глубокие корни. Президент России Дмитрий Медведев прав, когда говорит о том, что наши отношения могут наладиться при следующем руководстве Грузии. Украина при Ющенко тоже была настроена на конфронтацию с Россией, но при смене власти российско-украинские отношения нормализовались.
Грузия должна окончательно перейти из начальной стадии становления государственности к современной стадии, которая должна быть интеграционной. Это магистральный путь мирового развития. Будем надеяться, что наши друзья из Грузии сумеют в него вписаться и пойти по пути интеграции и экономического сотрудничества. Ныне нельзя оставаться маргинальным государством, которое находится в состоянии войны и угрожает своим соседям. Это гибельный путь, который не подходит для грузинской нации.
Юрий Косов, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской народной линии»
В июле 2010 года Юрий Косов был избран деканом факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России. Редакция «Русской народной линии» поздравляет Юрия Васильевича с заслуженным повышением и желает ему успехов на его научном поприще.