Он родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге в семье офицера, доводился внуком знаменитому адмиралу П.В.Чичагову и в миру звался Леонидом Михайловичем. По окончании Пажеского корпуса в 1875 г. служил в гвардейских частях, участник русско-турецкой войны 1876-77 гг., отмечен боевыми наградами. В 1878 г. по возвращении в Петербург познакомился со Св. прав. Иоанном Кронштадтским, ставшим для него непререкаемым духовным авторитетом. Военная карьера его не удовлетворяла, и Чичагов самостоятельно овладел медицинскими знаниями, изучил богословие, став энциклопедически образованным богословом.
В 1890 г. вышел в отставку в звании капитана, в 1893 г. рукоположен в Успенском соборе Московского Кремля в сан священника. В 1895 г. о. Леонид овдовел, он похоронил супругу в Дивеево (к тому времени он стал почитателем Серафима Саровского) и приготовил рядом с ее могилой место для собственного погребения. В 1898 г., поручив воспитание четырех дочерей двум доверенным лицам, принял монашество с именем Серафим. В 1899 г. иеромонах Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и возведен в сан архимандрита.
Еще будучи священником, он занялся составлением "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", которая стала самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление прп. Серафима Саровского об открытии мощей. Архимандрит Серафим встретился с Государем Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов Государь настоял на канонизации Саровского Чудотворца. Архимандрит Серафим входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, после прославления написал краткое житие прп. Серафима, а впоследствии и Акафист Святому. Его труды были оценены по достоинству - в феврале 1904 г. он был назначен настоятелем одного из семи ставропигиальных монастырей Русской Церкви - Воскресенского Ново-Иерусалимского. 28 апреля 1905 г. архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а в следующем году переведен на самостоятельную кафедру в Орел. Здесь владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы, полагая, что возрождение церковной жизни нужно начинать с возрождения прихода.
Владыка принимал активное участие в монархическом движении - был членом старейшей национально-патриотической организации - Русского Собрания, в 1907-09 гг. входил в Совет РС. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почетного председателя местных отделов Союза Русского Народа, был участником 4-го Всероссийского монархического съезда в Москве весной 1907 г., нередко выступал с речами в Русском Монархическом Собрании. В сентябре 1908 г. решением Св. Синода владыка был назначен епископом Кишиневским и Хотинским, монархисты восприняли это назначение как ссылку, месть либерального лобби епископу Серафиму за открытое участие в монархическом движении. Но владыка и после этого не прервал связей с монархистами, остался членом Совета РС, осенью 1909 г. был почетным председателем монархического съезда в Москве. В 1912 г. он был возведен в сан архиепископа, а в марте 1914 г. назначен архиепископом Тверским и Кашинским.
После февральской революции 1917 г. архиепископ Серафим был, разумеется, удален с кафедры и выслан за пределы Тверской епархии. Он участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви. В сентябре 1918 г. он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Однако из-за сложившейся политической обстановки он до конца 1920 г. пребывал за пределами своей епархии, живя в скиту около Троице-Сергиевой Лавры. Попытка получить разрешение на выезд в Варшаву завершилась в сентябре 1921 г. арестом. Благодаря хлопотам дочерей в январе 1922 г. он вышел на свободу, но в апреле ГПУ приговорило его к ссылке в Архангельск, где он пробыл до апреля 1923 г.
В апреле 1924 г. владыка вновь был арестован, на сей раз ему в вину вменялось участие в организации Саровских торжеств. По ходатайству Патриарха Тихона в июле он был освобожден. В это время власти приказали всем архиереям покинуть Москву. Владыка хотел поехать в любимое им Дивеево, но игумения монастыря отказалась принять гонимого исповедника. Пристанищем владыки и его дочери монахини Серафимы стал Воскресенско-Феодоровский монастырь возле г. Шуи. В феврале 1928 г. для умиротворения паствы и преодоления "иосифлянского" раскола он был назначен управляющим Ленинградской епархией. В родном городе он прослужил 5 лет, в октябре 1933 г. был отправлен на покой, жил под Москвой. Осенью 1937 г. митрополита Серафима вновь арестовали. Ему было 84 года, он был болен, и чекистам пришлось вызывать "скорую помощь" для доставки его в тюрьму. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД постановила митрополита Серафима расстрелять, он принял мученический венец на Бутовском полигоне.
Всю жизнь митрополит Серафим боролся за чистоту Православия. Незадолго до кончины он говорил: "Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует".
В этот день 28 ноября 1877 года Русской армией была взята турецкая крепость Плевна. Являясь серьезной угрозой правому флангу и тылу Русской армии, она в ходе Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.приковала к себе ее главные силы и замедлила наступление на Балканы.
После трех неудачных приступов, после четырехмесячной осады, приблизилась развязка военной драмы. В русской главной квартире было все приготовлено. Очень хорошо было известно, что в запертой армии Османа-паши вышли почти все съестные припасы и, зная железный характер этого полководца, легко было предвидеть, что сдача с его стороны не обойдется без кровопролития и что он сделает последнюю попытку, чтобы прорваться сквозь осаждающую его армию.
Осман-паша собрал свои боевые силы на западе от Плевны. Утром 28 ноября, в 7 часов, осажденная турецкая армия с неистовством набросилась на Русские войска. Первый яростный напор заставил наши войска отступить и отдать туркам передовые укрепления. Но теперь турки попали под сосредоточенный артиллерийский огонь второй линии укреплений. Под тяжестью этого орудийного огня равновесие восстановилось. Генерал Ганецкий послал своих гренадер в атаку, которые смогли отбросить турок. Между тем румыны с севера наступали на отступающую линию турок, а с юга легендарный генерал Скобелев начал за атаку, завладев слабо защищенными турецкими окопами, и вступил со своим войском в самую Плевну, отрезав, таким образом, Осман-паше путь к отступлению.
Осман-паша был тяжело ранен в ногу. Осознав всю безвыходность своего положения, он приостановил сражение и на многих пунктах выкинул белый флаг. Капитуляция совершилась скоро; плевненская армия сдалась безусловно. Когда великий князь Николай Николаевич явился на поле сражения, турки уже сдались. Эта последняя борьба у Плевны стоила русским 192 убитыми и 1252 ранеными, турки лишились до 4000 чел. ранеными и убитыми. Пленных оказалось 44 тыс., между ними гази ("победоносный") Осман-паша, 9 пашей, 128 штаб- и 2000 обер-офицеров и 77 орудий.
12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. С 1994 по 2004 год этот день являлся государственным праздником, однако с 2005 года 12 декабря перестало быть выходным днем.
Конституция России была принята в спешке, сразу же после расстрела ельциновским правительством парламента страны осенью 1993 года и проталкивающие ее власти стремились к тому, чтобы российское общество как можно скорее забыло о преступлении власти. Новая Конституция стала данью победившего либерализма и существенно изменила структуру высших органов государственной власти. Главная мысль сегодняшней Конституции звучит чисто риторически: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Между тем подлинными ценностями для нашего народа всегда являлись Бог, народ, Великая держава, семья, социальная справедливость, а отнюдь не "права и свободы", декларативно заявленные нынешней Конституцией. Российское государство не знало такого чисто западноевропейского явления как конституция до 1918 года. Русские православные самодержавные Цари всегда руководствовались в своих действиях Евангелием, традицией и Основными законами Российской Империи, а Российский народ - присягой верноподданного. И нравственно-религиозное содержание такой "конституции" было несомненно выше формально декларируемых "прав и свобод", реальное содержание которых зачастую выхолащивается и оборачивается "медью звенящей".
События начала XIX века, когда "прогрессивные" декабристы, обманом выведшие на Сенатскую площадь Петербурга солдат и внушавшие им что они идут "за Константина и Конституцию", показали, что для русского народа слово конституция являлось пустым звуком, и солдаты искренне считали, что конституция - это супруга Великого Князя Константина. Взгляд на Конституцию РФ в народе и сегодня едва ли принципиально отличается от приведенной выше трактовки.
Что же касается "высоких ценностей", задекларированных в различных конституциях нашего государства (1918, 1924, 1936 и 1977 годов), то они ничуть не помешали тому, чтобы в 1918 году большевистская власть развернула кровавый "красный террор", а после принятия самой демократичной в мире конституции 1936 года, был раскручен маховик массовых репрессий.
Также в этот день в 1915 г. завершило свою работу Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций, открывшееся 26 ноября. Совещание сыграло свою роль в консолидации монархистов накануне революции 1917 г. В августе 1915 г. в Государственной Думе был создан Прогрессивный блок, куда вошли представители всех антимонархических партий, включая октябристов. Самым печальным и тревожным фактом стало присоединение к блоку части русских националистов во главе с В.В.Шульгиным, А.И.Савенко, что привело к расколу фракции националистов. Объединение всех антимонархических партий стало толчком для преодоления разногласий между монархистами. К этому времени разногласия между Дубровинским и Марковским Союзами Русского Народа несколько притупились, появилась возможность объединения. И хотя осенью 1915 г. одновременно прошли два монархических совещания - в Петрограде собрались сторонники Н.Е.Маркова, а в Нижний Новгород съехались сторонники А.И.Дубровина, - прогресс был налицо: на совещании в Нижнем присутствовал и выступал с речью Марков, а совещание присоединилось к резолюциям прошедшего ранее Петроградского совещания.
Делегаты монархического совещания приняли ряд важных решений. В резолюции "О современном политическом положении" властям предлагалось возбудить уголовное преследование всех членов Прогрессивного блока и поддерживающих их чиновников, которые "являясь орудием международного заговора против России, задумали изменить существующий строй". В резолюции по экономическому положению предлагалось безотлагательно принять серьезные меры по борьбе с дороговизной, в резолюции по школьному вопросу - изменить политику министерства просвещения, действующего "по директивам Прогрессивного блока и еврейства". Национальная секция выработала три резолюции: "О борьбе с еврейским засильем", "О борьбе с немецким засильем" и "О борьбе с засильем еврейской печати". Была также предложена резолюция о взаимном объединении правых организаций.
Для исполнения резолюций совещания и координации действий патриотов был избран специальный орган Президиум монархического движения в составе: А.И.Дубровин (председатель), И.И.Дудниченко, К.Н.Пасхалов, Е.А.Полубояринова, Н.Н.Родзевич, Н.Н.Тиханович-Савицкий, Н.П.Тихменев.
Совинформбюро передало 12 декабря сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем говорилось: «С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».
Также завтра мы вспоминаем Якова Модестовича Гаккеля (1874-1945), конструктора, создателя самолетов и тепловозов.
В этот же день скончался Патрик Гордон (1635-1699), русский генерал и контр-адмирал, шотландец по происхождению.
Покинув раздираемую религиозными и политическими распрями Шотландию, он сначала отправился в Данциг, затем два года проучился в колледже иезуитов. Во время польско-шведской войны стал наемником и воевал попеременно то за одну, то за другую сторону. В 1661 году Гордон поступил на службу в Русской армии в чине майора, вскоре став полковником. В 1666 году Царь Алексей Михайлович направил его во главе русской миссии в Англию. Переговоры не принесли ожидаемых результатов, и Гордон утратил благосклонность Царя. В 1678 году шотландец отличился при героической защите города Чигирина (Украина), осажденного турками. Гордон принимал участие в первых двух Крымских походах, а в 1689 году помог Петру I свергнуть регентшу Софью. Гордон стал сподвижником и одним из учителей юного Царя, обучая его баллистике, руководил военными играми, устраивавшимися Царем. В награду Петр присвоил ему чин контр-адмирала и назначил своим главным военным советником. В 1698 году, когда во время нахождения Царя за границей стрельцы восстали с целью возвращения к власти Софьи, Гордон подавил их выступление.