Последние две недели внутренней жизни России прошли под знаком двух событий - избиения известного журналиста и трагедии в кубанской станице Кущевской. Сами события, а также и факт предания их гласности и широкому общественному обсуждению - все это имеет большой смысл, в том числе политический и нравственный. Сразу после инцидента с журналистом, в СМИ (и не только либеральных) началась шумная кампания, лейтмотивом которой было требование немедленно найти и покарать преступников. Высшие инстанции заверили общественное мнение в том, что виновные в, действительно, отвратительном преступлении неизбежно понесут наказание. Что ж, как говорится, Бог в помощь. Журналиста искренне жаль, как, впрочем, жаль любого человека, попавшего под каток «демократических свобод» за прошедшие два постсоветских десятилетия.
Возможно, не очень уместно в этой ситуации напоминать о том, что именно либерально-демократическая журналистика внесла огромный (можно сказать, решающий) вклад в разрушение стабильного государства, в деморализацию народа под видом «защиты прав человека» и «вхождения в цивилизованное сообщество». Прошло почти двадцать лет (если считать от «путча» 1991-го). В «цивилизованное мировое сообщество» нас так и не пустили. Где пресловутые «предприниматели», которые, по легенде раннеперестроечных идеологов либерализма, «будут держаться за каждого клиента»? Их нет, или почти нет. Где хваленые «фермеры», которые должны были поднять сельское хозяйство, «загубленное» советской властью? Даже смешно говорить... Где «квалифицированные рабочие», которые «хорошо работают» и «живут обеспеченно», «как на Западе»? И где вообще производство? Вопрос риторический, ответ очевиден. Где одухотворенные интеллектуалы и ученые, филологи, философы и технари, освободившиеся от опостылевшего идеологического балласта и вдохновенно трудящиеся на благо великой России? Возможно, они где-то есть, но их не показывают по ТВ, и вообще, похоже, прячут, чтобы не переманили туда, в упомянутое «сообщество»...
На протяжении всех постсоветских лет народу небезуспешно пытаются внушить, что наше государство не в состоянии преодолеть тяжкое наследие советского прошлого. Циничные деятели разного рода телевизионных проектов убеждают народ, что в прошлом все было плохо. Журналисты коммерческих изданий пишут о том, что страна идет в правильном направлении, и главное - несмотря ни на что (возмущение народа, развал и деградация производственной и социальной инфраструктуры) не сворачивать с этого пути. За это журналисты получают свою зарплату и привычно считают, что дикости капиталистического строя их никогда не коснутся. Они не знают о том, что Бог все видит... Независимо от каждой конкретной ситуации.
Трагедия в станице Кущинская, помимо своего, так сказать, конкретного смысла, имеет еще и то значение, что для многих открылась потрясающая вещь: в России есть места, где «90-е» не прекращались. Под благонамеренное бормотание телевидения значительная часть людей (по крайней мере, здесь, в мегаполисе) пришла к искреннему убеждению, что в стране сегодня все иначе, чем «прежде», что «правосознание», «рост религиозности» и прочая словесная, скажем так, фурнитура чудесным образом «гуманизировала» бесчеловечные нравы периода «первоначального накопления» 90-х годов. И вдруг те же телевизионные каналы сообщают о том, что сегодня в России, в некоей станице на протяжении многих лет и по сей день некая группировка подвергала настоящему террору местное население. Подробности заставляют содрогнуться. Вряд ли кто-то поверит, что эта трагедия является случайным и досадным исключением, эдаким пятном на сияющем солнце «стабильности».
То, что информация об этом стала достоянием гласности, стоит дорогого. Дело за малым - за адекватным осмыслением произошедшего и адекватной же реакцией. Пока в стране будет происходить подобное - чего будут стоить победные реляции о многочисленных успехах в деле государственного строительства? Не помогут и благонамеренные СМИ...
Иван Голубничий, секретарь Правления Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»