Светлана ЗАМЛЕЛОВА. «Приблизился предающий... : Трансгрессия мифа об Иуде Искариоте в XX-XXI вв.» : моногр. / С.Г. Замлелова. - М.: Буки Веди, 2014. - 272 с.
Новая книга известного российского писателя Светланы Замлеловой «Приблизился предающий...» представляет собой научную монографию, посвящённую исследованию евангельского мифа об Иуде Искариоте и трансгрессии (преобразования) этого мифа в ходе исторической и духовно-нравственной эволюции части мира, традиционно исповедующей христианство. Написанная живым и ярким языком, содержащая многочисленные отсылки к актуальным проблемам современности, книга фактически совмещает в себе достоинства глубокой научной работы и талантливого литературного произведения.
Тема, взятая автором для исследования, таит в себе множество подспудных аспектов, говорить о которых, в силу их фактической «табуированности», сегодня решится далеко не каждый. Образ Иуды Искариота - одного из учеников Иисуса Христа, предавшего своего Учителя за тридцать сребреников, в христианском мире традиционно считался и считается обобщённым символом предателя. У нас в России даже само имя «Иуда» принято произносить с неизменным презрением. В то же время, в ходе исторического процесса, особенно в XX веке, в христианском мире отчётливо обозначилась тенденция преобразования традиционного отношения к образу Иуды Искариота - от резкой негативности оценки в сторону, скажем так, неоднозначности. Эта тенденция проявлялась и продолжает проявляться прежде всего в произведениях искусства (в литературе, кинематографе и т.д.), но несомненно, что данные сферы человеческой культуры, особенно в своих массовых, «народных» версиях, отражают те глубинные, внутренние запросы, которые диктует им подсознание широких масс. Почему образ Иуды Искариота трансформировался от однозначного отрицательного к неоднозначному, заслуживающему «понимания» и «сочувствия»? Что стоит за этой, говоря научным языком, трансгрессией мифа об Иуде-предателе? Каковы в действительности запросы человечества, утомлённого высоким градусом бытия? Поиском ответов на эти и многие другие сопутствующие вопросы посвящена книга «Приблизился предающий...».
Эпиграфом к книге взяты слова из Евангелия от Матфея: «Встаньте, пойдём: вот приблизился предающий Меня». Эти слова Иисуса Христа, сказанные Им непосредственно перед совершением Иудой его предательства, обозначают заданный автором дискурс работы, более развёрнуто определяемый во Введении к книге. Отметив, что «попытки реабилитировать апостола-предателя свидетельствуют о подсознательном влечении реабилитировать себя перед традиционной моралью», автор задаётся вопросом: «...почему именно Новейшее время, а точнее - XX-XXI вв. - стало временем растущей потребности в самооправдании, и почему именно «иудин грех» оказался в числе злодеяний современного человечества, должных быть оправданными».
В стремлении разобраться в этой проблеме и приблизиться к её пониманию автор анализирует большое количество источников - от религиозных текстов, как канонических, так и апокрифических, до произведений литературы и философии. Автор особо уточняет, что в своей работе она преследовала цель «проследить эволюцию апологетических тенденций в интерпретации образа Иуды Искариота в XX-XXI вв. в христианском мире». В связи с этим особо рассматривается нашумевшее несколько лет назад так называемое «Евангелие от Иуды» и ещё целый ряд других источников, свидетельствующих об идущей изнутри христианского мира тенденции «мягкой», но последовательной ревизии мифа об Иуде-предателе. Автор утверждает, основываясь на результатах своего исследования: «Существует связь между культурой общества потребления и распространением апологий Иуды Искариота, почему и можно говорить об антропологическом сдвиге, имеющем место на пространстве современной христианской экумены...».
Автор подвергает рассмотрению соотношение и взаимосвязь трансгрессии мифа об Иуде Искариоте с утверждением в современном христианском мире так называемого общества потребления. Параллельно исследуется сходство религиозных воззрений гностицизма и основополагающих идеологем общества потребления. Подробно останавливаясь на главных признаках двух соотносимых явлений и устанавливая их различия, автор, в то же время, устанавливает между ними ряд онтологических сходств, на основании которых строит утверждение о том, что «гностицизм и общество потребления сошлись на фигуре Иуды Искариота как на избранном и знающем истину, в связи с чем и совершившим своё предательство. Для гностицизма это часть мировоззрения, для общества потребления - это самооправдание». В своих исследованиях общества потребления С. Замлелова опирается на наработки крупнейших философов, религиоведов и социологов XX-XXI вв., но научное осмысление результатов этих наработок в связи с актуализацией и трансгрессией мифа об Иуде Искариоте является её собственным бесспорным вкладом в научную - философскую, религиоведческую, социологическую - мысль.
Исследование С. Замлеловой снабжено большим количеством иллюстративного материала. Репродукции картин живописцев, подвергающих художественному истолкованию евангельский миф об Иуде Искариоте, дают возможность визуально проследить и прочувствовать оттенки и нюансы непрекращающегося многообразия его трансгрессии. Таблицы и графики, прослеживающие, в условных параметрах, изменения в отношении к Иуде, к его имманентным качествам, делают умозрительную картину преобразования мифа об Иуде более убедительной. Большой перечень произведений литературы, посвящённой этой теме, даёт богатый материал для дальнейшего исследования. В совокупности, все собранные и изученные данные дают возможность рассматривать трансгрессию мифа об Иуде Искариоте как некую закономерность, обусловленную вполне конкретными и объективными причинами, проявляющимися зачастую почти синхронно на всём пространстве христианского мира. Не имеет смысла пересказывать то, что, ввиду своей сложности, не поддаётся адекватному пересказу. Отметим только, что логика рассмотрения трансгрессии мифа об Иуде Искариоте заводит авторскую мысль в сферы, на первый взгляд далёкие от собственно религиоведения, философии и социологии. Проблемы морально-нравственного характера, проблемы онтологического выбора, стоящие перед современным христианским миром, неизбежно проступают сквозь холодную ткань научной мысли.
В приложении к основному тексту автор разместила собственную повесть «Иуда», представляющую её писательское, т.е. чисто художественное видение соответствующего мифа. Этот художественный опыт органично дополняет философское содержание книги и, помимо этого, представляет несомненный интерес литературного характера.
Известный российский религиовед, кандидат философских наук, доцент кафедры религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова И.П. Давыдов в своём послесловии к книге «Приблизился предающий...» отмечает: «Автору удалось наглядно показать эвристическую значимость и результативность теории трансгрессии мифа применительно к мифу об Иуде, поскольку трансформация евангельского мифа в религиозном сознании в XX в. свидетельствует об «опыте-переделе» (М. Бланшо), «смерти Бога» (Ф. Ницше, Ж. Делёз, М. Фуко, Ж. Батай) и «ни-во-что-не-верия» (Ж. Бодрийяр).
Книга «Приблизился предающий...» является значительным событием в современной философской, религиоведческой и социологической мысли. Вопросы, которые она ставит и на которые предлагает свои варианты ответов, имеют, без преувеличения, экзистенциальный характер. Исповедуя христианство, остаёмся ли мы христианами по сути? Не слишком ли далеко завели современный христианский мир постулаты либерального «открытого общества», исповедующие относительность и, следовательно, равнозначность добра и зла? И, исходя из установленного автором в результате её работы, чего нам ждать от самих себя в обозримом будущем?.. Книга С. Замлеловой заставляет задуматься обо всём этом. Пока ещё не совсем поздно.
2. Re: Миф об Иуде обновленном
1. Re: Миф об Иуде обновленном