Владимиру Воропаеву - 60 лет. Даже не верится! Он настолько молод душой, настолько открыт и общителен, настолько увлечен Гоголем, что, кажется, только вчера окончил университет и теперь с юношеской пылкостью вгрызается в гранит современного литературоведения и, прежде всего, гоголеведения. И, несмотря на свои 60, он все успевает: он пишет исследовательские статьи, он занимается текстологией, он составляет научную биографию великого писателя, он собирает библиографию публикаций о Гоголе, он издает отдельные произведения и собрания сочинений Гоголя, он пишет предисловия и комментарии к произведениям писателя. Диву даешься! Когда же он успевает все это сделать. И ведь я не помню ни одного серьезного замечания в адрес Владимира Алексеевича, где его уличили бы в ошибке или непрофессионализме, хотя недоброжелателей, увы, хватает.
Когда в процессе «перестройки» выяснилось, что теперь о Гоголе можно писать и говорить все, в гоголеведении образовалось два направления: одни литературоведы и окололитературоведческие авторы начали вытаскивать на свет все «жареное» из биографии Гоголя, которое придерживала советская цензура. Хотя многое из этого «жареного» уже было давно известно и отвергнуто, однако таково уж его свойство: оно всегда находит себе читателей. Другие - продолжили традиции советского идеологизированного гоголеведения. «Перестройка» их не коснулась. Казалось бы, - вот теперь можно в полный голос говорить о том, что было под запретом: о духовных произведениях Гоголя, о его драматичном духовном пути. Но нет, новые темы, как и ранее, оставлены в стороне. И это была не инерция, а сознательная установка: во имя ложно понимаемой научности принизить роль всего христианского и, прежде всего, православного в творчестве и жизни писателя или же бездоказательно и вопреки всем фактам отмечать раз за разом отрицательное влияние православия на Гоголя.
Владимир Алексеевич негласно и неформально возглавил третье направление в гоголеведении. Как раз детальное изучение роли православия и христианства в целом в творчестве Гоголя и позволяет по-новому взглянуть на писателя. Научный подход, за который ратовали многие литературоведы, невозможен без изучения религиозных исканий Гоголя, а интерпретация отдельных произведений останется неполной без учета христианского мировоззрения писателя. И Владимир Алексеевич это блестяще доказал. В советское время «научный» подход был обязан исповедовать атеистические взгляды. К сожалению, и ныне это убеждение живет и навязывает свое толкование творчества Гоголя. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять некоторые, даже самые последние издания произведений писателя с «научными» комментариями. Конечно, нынешний атеизм в русском литературоведении не афиширует себя, он опять прикрывается ложно понятой «научностью». Владимир Алексеевич в своих работах убедительно показал, что атеистический подход является ненаучным, что он ущербен и губителен не только при изучении творчества Гоголя, но и русской литературы в целом. При этом он всегда подчеркивал, что не может быть двух литературоведений: научного (читай, атеистического) и православного. Как раз принцип научности и требует от литературоведа не только учитывать духовные религиозные искания Гоголя, отражение этих исканий в творчестве писателя, но и давать им правильные оценки и толкования, что не возможно сделать, оставаясь на атеистических позициях. В этом значительная заслуга Владимира Алексеевича.
Творчество и жизненный путь великого писателя изучают уже более ста пятидесяти лет. Внимательно изучают. Едва ли не препарируют его тексты. Иногда даже страшно браться за Гоголя: кажется, все уже сказано. Но вот приходит Владимир Алексеевич и находит массу нерешенных и даже не поставленных проблем, касающихся творчества и жизни великого писателя. Заслуги Владимира Алексеевича трудно перечислить. Может быть, его ученики могли бы сделать это лучше меня, но я все же упомяну несколько.
Владимир Алексеевич первым создал духовную биографию Гоголя, впервые издал отдельно духовные произведения Гоголя со своими комментариями и предисловием. В 1994 году он выпустил собрание сочинений Гоголя в девяти томах, которое заметно исправило наши представления о писателе. Там впервые были опубликованы выписки Гоголя из Святых отцов, без которых в настоящее время невозможно себе представить не только новые издания Гоголя, но и написание его научной биографии. Наконец, надо сказать о Полном собрании сочинений и писем Гоголя в семнадцати томах, которое вышло в юбилейном гоголевском году. Это уникальное собрание сочинений, без которого невозможно дальнейшее изучение творчества писателя. В нем впервые опубликованы неизвестные произведения писателя, многие другие сочинения изданы заново по рукописям, в нем заново написаны комментарии к произведениям Гоголя, в нем помещена полнейшая научная летопись жизни и творчества Гоголя, русские и украинские песни, собранные писателем и даже впервые опубликовано воспроизведение гербария Гоголя. Это титаническая работа, это достойный подарок русскому литературоведению, гоголеведению, самому великому писателю к его 200-летию. Но я воспринимаю данное собрание сочинений и как подарок, который Владимир Алексеевич сделал самому себе к скромной дате своего 60-летия.
После выхода в свет Полного собрания сочинений и писем Гоголя в Киеве Владимиру Алексеевичу Воропаеву был вручен орден преподобного Нестора Летописца. Так украинцы оценили научную деятельность Владимира Алексеевича. А в России? Ведь это собрание сочинений достойно и российской награды, достойно Государственной премии Российской Федерации. Но в противоположность Украине Россия молчит. И иногда создается впечатление, что научное сообщество настороженно замалчивает выход в свет Полного собрания сочинений Гоголя, тогда как об этом следовало бы писать и писать.
С Владимиром Алексеевичем мы познакомились давно. С удовольствием вспоминаю его заваленную книгами квартирку на 15-й Парковой, в которой собирался без преувеличения цвет столичного литературоведения. Уже несколько лет друзья Владимира Алексеевича собираются у него в Новых Черемушках. Он, как всегда, гостеприимен, любит сам накрывать на стол. И тут он не известный литературовед и профессор МГУ, а просто Володя, добрый, искренний, веселый, гостеприимный, радушный человек. Только не пробуйте за столом заговорить о Гоголе. Застолье прервется, потому что Владимир Алексеевич не может говорить о великом писателе, которому отдал всю свою жизнь, между делом. Если упомянуто имя Гоголя, рюмки отодвигаются, и начинается серьезный разговор о писателе.
Находясь сейчас далеко от тебя, не имея возможности присоединиться к праздничному столу в твоей новой уютной квартире, мысленно поднимаю бокал за твое здоровье:
Многая лета, дорогой Владимир Алексеевич!
Валерий Лепахин, доктор филологических наук, профессор Сегедского университета (Венгрия), специально для «Русской народной линии»