Кампания по борьбе с коррупцией в российском государстве набирает обороты - в соответствии с заявленными на высшем уровне намерениями. Редкая неделя проходит без того, чтобы СМИ не сообщили об очередном задержании государственного чиновника того или иного (нередко весьма высокого) уровня «по подозрению в получении взятки». Всё это, по идее должно вызывать (и вызывает!) сочувствие широких народных масс, поскольку свидетельствует о том, что государство, наконец, озаботилось этой проблемой - одной из самых серьёзных проблем современности, разъедающей государственный механизм и деморализующей общество. С другой стороны, каждый гражданин по собственному опыту знает, какие масштабы приобрела эта проблема за годы так называемых «либеральных реформ».
Следует признать, что моральное обоснование (своего рода «легитимизация» взяточничества) с самого начала установления «демократии» являлась очень важной составной частью либеральной идеологии. Сегодня, когда уже и не скрывается, что целью «перестройки» и всего последующего бандитского разгула был развал СССР, ясно и то, что важнейшее значение в деле этого развала придавалось его авторами и исполнителями именно стимулированию деградации государственного аппарата - казавшегося на тот момент громоздким и несовременным, но худо-бедно осуществлявшего управление огромным многонациональным государством. Сегодня, опираясь на высказывания первых лиц государства, можно констатировать, что эта задача была выполнена блестяще.
Когда берут взятки чиновники коммунальных служб и врачи районных поликлиник, это, конечно, нехорошо, но вполне списывается на невозможность проконтролировать все подобные службы на территории нашей, пока всё ещё весьма немаленькой, страны. Но когда за взятки задерживаются градоначальники и сотрудники высоких звеньев государственного управления, причём достаточно систематически, это свидетельствует о глубочайшем кризисе государственной системы.
Сегодня стала очевидной демагогичность утверждений типа: «Они рано или поздно нахапаются, и, может, немного подумают и о народе». Жизнь убедительно показывает, что, когда речь идёт о материальных ценностях, человеку (почти) никогда не бывает достаточно. Особенно если он развращён длительной бесконтрольностью и практически гарантированной безнаказанностью...
О том, что в стране далеко не всё в порядке, граждане догадывались давно. Пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», унёсший жизни многих людей, очередные взрывы в метро, также повлёкшие жертвы, и множество других событий, меньших по масштабу, но сопоставимых по драматическому смыслу и, увы, определяющих сегодня картину жизни. Одно из самых вызывающих происшествий этого рода: где-то в ближнем Подмосковье на водоёме некий катер приблизился к купальной зоне и покалечил молодую женщину. Просто так, говоря официальным языком, «из хулиганских побуждений». Наверное, дело соответствующих органов - выяснять степень вины кого-то. Но о том, до какой степени должен быть деморализованным человек, не способный предвидеть результатов своих действий, а, возможно, искренне равнодушный к этим результатам, в состоянии судить каждый гражданин.
К сожалению, нельзя сказать, что подобное моральное состояние присуще только лишь отдельным, как раньше говорили, «отщепенцам». Вернее, это так, только подобных «отщепенцев» за последние два десятилетия в нашей стране оказалось гораздо больше, чем было раньше, при пресловутом «тоталитаризме»...
Настрой государства на наведение порядка, повторюсь, не может не вызывать ничего, кроме искреннего сочувствия и стремления к посильному содействию. Однако прошедшие годы многих научили сдержанному отношению к любым начинаниям, поскольку очень часто дело не двигалось дальше деклараций. В нынешнем случае вопрос стоит о жизнеспособности государственного механизма как такового (вне зависимости от политических нюансов), поэтому, возможно, эта особенность текущей ситуации заставит государство быть последовательным и жёстким в решении проблемы коррупции.
А там - как говорится, «лиха беда начало»...
Иван Голубничий, секретарь Правления Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»