Вы задали вопрос о выставке современного искусства в притворе храма святой Татианы. Давайте еще раз вспомним значение главных признаков того, о чем идет речь.
Первое. Выставка – место, где что-то выставляется, устанавливается, устойчиво устраивается, утверждается, на внимание к чему делается ставка; выставка привлекает, влечет, занимает, завлекает, увлекает. Закономерно спросить: куда привлекает и от чего отвлекает эта выставка?
Второе. Искусство (если говорить, разумеется, о подлинном искусстве) - это познание, переживание и духовное освоение действительности через творческое, эстетически ориентированное, целостное, предметно-образное изображение. Искусство - это видение и воспроизведение мира через призму духовно-эстетического опыта. И.С.Тургенев утверждал, что «всякое искусство есть возведение жизни в идеал: стоящие на почве ежедневной жизни остаются ниже того уровня. Это вершина, к которой надо приблизиться». То же писал А.С.Пушкин: «Цель искусства есть идеал, а не нравоучение». Итак, истинное искусство не опошляет и не вульгаризирует мир. То, что представлено на названной выставке, в сущности своей, не соответствует объективным критериям прекрасного и не является в этом смысле искусством. Все это – псевдоискусство, декаданс, пародия на подлинное искусство и прочее.
Третье. Храм – это дом молитвы, это место особого присутствия Божия (вспомним М.Ю.Лермонтова: даже «храм оставленный – все храм»). Храм – святое место, при приближении к которому, учат нас святые отцы, должно «к Единому Богу сердечные очи возводить»; на то храм и строится, и освящается; в нем совершается Святое Таинство, и «Дух Святый на предложенные Святые Дары снисходит». Верующие знают, что в храме даже не пристойно разговаривать о земных вещах, должно оставить всякие житейские мысли. «В церковь идучи, думай, что ты в дом Царя Небесного идешь, где со страхом и радостью стоять должно», - учит святой Тихон Задонский. В храме, свидетельствует он же, «негоже рассуждать о вещах суетных, разговаривать о земном». Поэтому в храме не место даже истинному мирскому искусству. Из сказанного следует непреложный вывод о неуместности в притворе храма подобного устроения: в сущности, это осквернение храма, покушение на святыни. Как говорят, нечистый попутал. Это его победа. Но эта его победа – не беда. Беда в другом, в главном. А главное в нас. В том, что мы с вами, христиане, так низко пали, что спорим о бесспорном. О святынях не спорят, святыни – защищают, жертвуя всем, даже жизнью.
Всеволод Троицкий, д. филолог. наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, радио «Радонеж», «Русская народная линия»