Но пустяшный случай преподнес встречный концептуальный ответ одному богохульнику.
На одном из судебных заседаний в обеденный перерыв я был свидетелем перфоманса:
- Ерофеев. - вопрошает голос.
Обвиняемый гражданин стоит на улице не шелохнувшись, молчит.
- Ерофеев! - снова гремит мощный бас.
Поворачивается.
Вопрошающий показывает куратору преступной выставки из четырех толстых пальцев тюремную решетку. Со стороны раздается затейливый звонкий смех. С лица гражданина спадает краска, глазки быстро вращаются, делается попытка стушеваться, но видно ноги плохо повинуются, тело приходит в оцепенение. Жалкий вид. Может быть, искусствовед подумал, что сейчас придется платить по счетам, но это дело будущего. Добрый молодцеватый парень не имеет злых намерений и мыслей и с веселым видом удаляется. Инсталляция удалась. Но галерейщику почему-то не до шуток, чувство юмора подвело. Богемный персонаж не обнаружил существование иных концептуальных идей, замкнулся в узости и ограниченности своего мироощущения.
31 мая 2010 года в храме святой мученицы Татианы при МГУ с благословения настоятеля храма открылась выставка современного искусства «Двоесловие/диалог». История концептуализма достигает немыслимого апогея, видимо под тем же инфернальным предлогом, в том числе, чтобы обнаружить чувство юмора. Если кто не поймет, и будет возмущаться - поиронизировать над ворчливым и радикальным «зилотом», или причислить к новозаветным фарисеям. Ибо наступили новые времена.
Для экспозиции часть святого храма (где все должно быть благообразно и по чину (1Кор. 14,40) переоборудована в выставочный зал. Нелишне вспомнить недавние времена гонений, когда в церквах организовывались музеи атеизма, с насмешками и кощунствами над Православием.
Посмотрим некоторые инсталляции в университетском церкви. Экспонируется пародия с надписью «Спасайся, кто может». Брэнд «спасайся кто может» в советское время с безудержным хохотом использовался в атеистическом киношном агитпропе. Какое дикарство видеть в храме Божием указанную тираду в виде перфоманса.
Двое, с поднятыми руками к хоругви с вязью, фотографируются в шутовских позах с закатанными глазами.
- Прикольно! - говорит праздношатающийся, пожевывая «бабл-гам»...
Бывшие на зрелище в университетском храме чувствовали, что произошла десакрализация священного места, где покланяются истинному Богу.
Сотериологический перифраз и далее вы можете видеть макет храма на яблочной куче. Главки храма с раскраской под ядовитую поганку мухомор. Что бы сделал святитель Николай, держащий в одной руке Храм, в другой - меч, увидев в святом месте подобное кощунство?
Не интересует объяснение авторов инсталляции. В обращении с ритуальными предметами в Церкви не должно допускать профанности и двусмысленности (например, непозволительно использование Потира в не богослужебных целях) и с постмодернистским стебом. Организаторы выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» оправдывали и комментировали богохульства как невинную затею, прикрываясь соображениями «благочестия» «правдоискательства», отрицая наличие кощунства. Беспрецедентная глумливая бесовская изворотливость. (Невозможно вообразить, если бы подобный спектакль сделали с макетом мечети или синагоги соответствующие религиозные деятели, и что бы было с горе-экспериментатором муфтием или раввином?)
Представлены евангельские выписки в виде подписей к картинкам. Знакомый с толкованием Писания обнаруживает профанирование контекста евангельских цитат. Аутентичным приемом пользовались участники «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» для своих кощунственных, порнографических, с нецензурной бранью экспонатов. Но первый владелец таких подтасовок, как известно - сатана, цитирующий и «толкующий» Святое Писание.
Изображен блюститель порядка, дающий приказ о разгоне митинга, а евангельская подпись о сотнике (просящего Господа об исцелении отрока). Цитирование слов Спасителя на Кресте: «Се, Матерь твоя» (Ин.19,27) к картинке со старушкой и молодым человеком!? Глумливая поделка «Черная Троица». В храме верифицируется поклоняемая Пресвятая Троица и...
Что это, если не кощунство, не мерзость запустения.
После таких инсталляций можно легально проводить любые самые чудовищные кощуны и богохульства, сопровождая евангельскими цитатами - их уже оправдала университетская выставка и подала пример преступникам. Сказать «позор» - ничего не сказать. Произошли несоизмеримые степени беды в нашей Церкви.
Какое горе, если в Церкви научат людей такому «новому евангелию», «новым заповедям» преподадут «новую эгзегезу», установят каноны «новой иконографии».
Событие «Двоесловие/диалог» продолжает ряд прошедших кощунственных выставок, с участием тех же художников, но уже в пространстве Дома Божия. По церковным канонам храм необходимо очистить от поругания, заново освятить, на виновных наложить соответствующие прещения.
Святые праведники отдавали жизни, чтобы рука богохульника не коснулась святого лика, сбрасывали с лестниц кощунников, не позволяли вольного толкования Писания во избежание ересей. Священник должен быть правилом веры. Здесь же преподается пример волков хищных, расхищающих овец (Ин.10,12). Теперь кто угодно будет именовать «черными» лица св. Троицы, святых, любые перетолки текстов, ибо церковь подала пример. Наступает хаос.
Онтологическая несовместимость: концептуальная выставка в храме, рок-клуб при церкви, обнаженная байкерша с хоругвью Спасителя - приведет к разрушению Церкви изнутри. Не нужно быть пророком, чтобы видеть что произойдет, если не восстановится порядок в Доме Божием. Неужели об этом не говорит вся ветхозаветная и новозаветная история, ближайшая нам по времени новейшая история Русской Церкви?
Диакон Михаил Люкшин, храм свт. Николая в Пыжах (Москва), специально для «Русской народной линии»