29 апреля Федеральная служба государственной статистики на своем сайте опубликовала оперативную информацию по естественному движению населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-март 2010 года. За этот период было заключено 185959 браков и совершено 153405 разводов.
«Современный человек становится неспособен к браку, - полагает иерей Алексий Володин. - Люди не понимают, в чем смысл брака, они ищут в браке только удовольствия, они не способны к внутренней жертве. Многие вообще не понимают, что брак - это труд, а не только облегчение жизни. Можно ли предотвратить развод? Для этого нужно, чтобы у человека были другие жизненные ориентиры. Многие современные люди вступают в брак во второй, третий раз, но даже невоцерковленные, неверующие люди признают, что надо уметь прощать, они понимают, что в первом браке вели себя неверно. То есть люди начинают по другому относиться к себе, к своему спутнику, они становятся более терпимыми к другим. Если человек ищет в браке только удовольствий и развлечений, если он не готов смиряться, то тогда его брак обернется разводом».
«Только посредством воцерковления общества можно решить эту проблему. Мы знаем, что Церковь - это те, кто причащается, а таких людей в нашей стране считанные проценты. С точки зрения обычных людей, Церковь - это крещеные люди, верующие в Бога. 80% населения России состоят из таких людей. Когда государство пытается сейчас заигрывать с Церковью, оно ориентируется не на те 1-2% населения, которые действительно являются Церковью, а на тех, которые просто отождествляют себя с Православием. Я не вижу у государства готовности способствовать воцерковлению людей, попытки сделать так, чтобы те, которые причащаются, составляли не менее 80% населения. Создается впечатление, что государству не нужны те 1-2% людей, которые и составляют Церковь. Этих людей государство воспринимает почти как сектантов. Но надо же понимать, что те 80%, которые отождествляют себя с Православием, но при этим не причащаются, не ведут церковный образ жизни, собственно говоря, даже не могут называться православными. Поэтому глобальные изменения возможны только в том случае, если государство начнет помогать людям, становиться православными, а не просто крещенными, поскольку как раз вот те несколько процентов, которые воцерковленны, и не разводятся», - считает отец Алексий.
«На самом деле статистика Росстата несколько лукава. Если посмотреть на национальность тех, кто разводится, то выяснится, что разводятся в основном русские. Представители нерусских народов, населяющих Россию, не разводятся, не пьют, не бросают семьи, имеют как минимум двоих детей, а то и 5-8. В России рождаемость растет только за счет притока некоренного, нерусского населения. Размножаются в России не русские, а иные народы. Придет время, когда придется задать вопрос: а кто собственно проживает в России, является ли Россия до сих пор русским государством? Мне бы не хотелось давать пессимистические прогнозы, которые сами напрашиваются. Ведь если наше население уменьшится, то сможем ли мы сохранить территорию? Наша территория пустой не останется, в этом я ни сколько не сомневаюсь. Но кто ее будет населять, когда русских станет слишком мало, чтобы удержать наши просторы? Я не пророк, но судя по тому, что сейчас происходит, ничего хорошего нас не ждет. Россия останется, но будет ли Россия государством русских? Если половину нашей страны заселят китайцы, то демографическая ситуация в нашей стране улучшится, но тогда возникнет вопрос, можно ли будет нашу страну по-прежнему называть «Россией»? Пока я не вижу перспектив именно для русского народа, который вымирает всё более нарастающими темпами», - признался священник.
«Только Церковь может придать браку глубокий смысл. Беда людей нашего поколения в том, что они неспособны жить вместе. В ХIХ веке в семье было много детей, и люди были счастливы, несмотря на то, что условия их жизни были гораздо хуже, чем наши. У них не было ни горячей воды, ни отопления, у них не было многих удобств, которые ныне кажутся нам абсолютно необходимыми. Люди XIX века не знали того комфорта, без которого мы не можем жить. Тем не менее, они жили счастливо, растили детей. К сожалению, люди становятся всё менее к этому способными. Чтобы изменить отношение к браку и семье потребуется глобальный и длительный процесс. Если говорить о Церкви как об организме, то, конечно, она способна помочь уменьшить количество разводом. Человек с приходом в Церковь постепенно изменяется, преображается. Его представления о браке и семьи изменяются. В этом смысле ресурсы Церкви не ограничены. Если говорить о людях, которые могли бы работать на этой ниве, то они в Церкви есть. Есть священники и миряне, которые видят эту проблему и трудятся Христа ради на этой ниве, но их деятельность бессистемна, она не имеет единой платформы и организации. Если бы этот процесс был централизован, то наша деятельность была бы более эффективной. Но в любом случае, поскольку эта проблема идет из прошлого, то и результаты работы наступят не завтра. Потребуется смена, как минимум, одного поколения, то есть должно пройти, по меньшей мере, 25 лет, чтобы изменилось отношение к браку и семье. Должно вырасти поколение людей, воспитанных в другом отношении к своей жизни, семье и браку», - заключил иерей Алексий Володин.