Как сообщают СМИ, премьер-министр России Владимир Путин 7 апреля принял участие в ходе траурных мероприятий в Катыни, где похоронены расстрелянные в 1940 году польские офицеры. Премьер отметил, что, как бы ни было трудно, российский и польский народы должны идти навстречу друг другу, помня обо всем, но понимая, что невозможно жить только прошлым. При этом Путин отметил, что преступлениям, подобным убийствам польских офицеров, не может быть оправданий. Утверждения советских властей, что польские офицеры стали жертвой немецких нацистов Путин назвал «циничной ложью», но вместе с тем подчеркнул, что «было бы такой же ложью и подтасовкой возложить вину за эти преступления на российский народ». Путин также назвал расстрел польских военнослужащих в Катыни «местью Сталина». «Полагаю, что Сталин чувствовал свою личную ответственность за трагедию, связанную с советско-польским военным конфликтом 20-х годов, и совершил этот расстрел, исходя из чувства мести», - сказал В.Путин. В траурных мероприятия в Катыни присутствовал и премьер Польши Дональд Туск. Он заявил, что две страны встают на путь, ведущий к объединению.
Между тем, как считает политолог Сергей Лебедев, подобные покаянные речи со стороны российских властей в отношении Польши ни к чему, кроме как к требованиям материальных компенсаций со стороны Варшавы, привести не могут. «Так что дело тут не в моральной оценке. Даже если признать, что тех офицеров действительно расстреляли сотрудники НКВД, то нельзя забывать, что примерно в то же самое время, когда Франция официально вышла из войны с Германией, англичане, опасаясь, что французский флот достанется немцам, атаковали корабли, стоявшие в Мер-Эль-Кебире. Французы видели английские бомбардировщики, но не подумали, что это нападение союзников. Англичане же пустили флот на дно, уничтожив более тысячи французских моряков. Это, конечно, весьма досадный эпизод войны, но во Франции никто ведь не вопит об этом и не требует от Англии на этом основании каяться в содеянном и, тем более, не вымогает за это деньги. В таком случае, ликвидация офицеров Польши, эмигрантское правительство которой объявило войну Советскому Союзу, было не менее оправданным, чем действия англичан в Мер-Эль-Кебире», - убежден он.
«Я очень часто в своих комментариях выказывал поддержку Владимиру Путину, но в данном случае я считаю, что он сделал ошибочный шаг. В конце концов, можно было бы ограничиться выражением сожаления по поводу того, что погибли люди, напомнив, что шла война. А на войне как на войне. Идти же на поводу у поляков не стоило. Это создаст нам только лишние проблемы. Причем никакого примирения с Польшей все равно не произойдет. Потому что поляки, окрыленные первым успехом, начнут вспоминать как их депортировали из Галиции, как делили Речь Посполитую в ХVIII веке, и за всё это будут требовать компенсации. Боюсь, что получится опять по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». То есть хотели положить конец истеричной польской русофобии, а получим ещё большую русофобию и обвинения за то что не поддержали Варшавское восстание, за 1939 год, за XVIII век, за то, что в XVII веке выгнали поляков из Москвы и т.д. Так что это большая политическая ошибка», - считает С.Лебедев.
«У поляков, как и у евреев, очень развит комплекс «великой роли» в истории, - сказал политолог. - Даже в постельных сценах кинофильмов их герои рассуждают о миссии Польши. И они бы хотели, чтобы виновником во всем всегда была Россия. Лично я отношусь к тем, кто является отрицателем вины СССР в расстреле польских офицеров в Катыни».
«Что же касается визита Дональда Туска, то я хотел бы напомнить, что он кашуб, житель восточной Пруссии, и его дедушка сражался в рядах Вермахта. После этого какие-то рассуждения о том, как нехорошо, что Сталин с Гитлером поделили "бедную Польшу", звучат просто нелепо. Но я подозреваю, что это только начало и теперь начнутся требования компенсаций и очередных покаяний. Поэтому того, что сделал Путин, не надо было делать вообще», - заключил Сергей Лебедев.