"Домашний арест как мера наказания может применяться судами. Но думаю, что уже завтра его применять не станут. Неясны возможности системы исполнения наказания, как неясен и ряд других практических правовых вопросов, которые этот закон вызывает", - отметил в интервью "Русской линии" известный православный адвокат Павел Дмитриев, комментируя введение с 10 января 2010 года нового вида наказания - домашнего ареста.
"Сущность нововведения проста и понятна. Человек, осужденный к домашнему аресту, может передвигаться в пределах места жительства по прописанным маршрутам и не вправе покидать зону оговоренного местонахождения. Практически трудно представить такую дисциплинированность осужденного, да еще в течение нескольких лет срока наказания. Как и трудно представить возможности контроля за ним со стороны органов исполнения наказания. Заявления о средствах контроля, по типу электронных браслетов, пока остаются вне реальности", - считает эксперт.
"В целом эта норма закона, с одной стороны, свидетельствует о снижении значения наказания, связанного с отбыванием в местах лишения свободы. С другой стороны, это вероятное проявление тенденции законодателя к ограничению свободы передвижения лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Сегодня осужденные условно могут свободно передвигаться, менять место жительства, выезжать за границу. Домашний арест всех этих преимуществ не имеет. По сути, это некий усеченный аналог ссылки, которая существовала как мера наказания, если не ошибаюсь, еще в УК РСФСР 1960 года, и предусматривала ограничение передвижения за пределы места ссылки. Думаю, что за этой тенденцией большое будущее. Север и Сибирь добровольно не заселяются. Выбор невелик. Либо за проживание там надо людям платить надбавки, либо тенденция будет набирать обороты... Хотя есть мнение, что за рубежом домашний арест как мера наказания успешно применяется. Помнится, в 1990-е годы по поводу введения у нас экономических реформ по японскому образцу, кажется, Аркадий Вольский сказал, что реформы в Японии, конечно, хорошие, только у нас для их реализации недостаточно много японцев", - съязвил Павел Дмитриев.
Со своей стороны, источник в прокуратуре Северо-Западного федерального округ в интервью "Русской линии" отметил, что "домашний арест предусмотрен двумя кодифицированными федеральными законами - Уголовным кодексом, как вид наказания, и Уголовно-исполнительным кодексом, где предусмотрена процедура исполнения данного вида наказания". "Когда несколько лет назад законодательно определялись эти формы, считалось, что нужных условий для их реализации нет. Тогда была продлена отсрочка введения этой нормы в действие. Сегодня исполнительная власть решила, что возможности ее применения появились. С учетом того, что тенденцией, стратегией и принципом уголовного и уголовно-исполнительного законодательства является дифференциация ответственности, то есть соразмерность наказания совершенному преступлению, применение такой меры наказания как домашний арест будет эффективным и оправданным", - полагает прокурор.
"В Уголовном кодексе есть целый спектр наказаний - от штрафа до пожизненного заключения. Домашний арест как вид наказания введен для того, чтобы дифференцировать ответственность: чтобы за преступное деяние преступник получил именно то, что он заслуживает. Домашний арест - одна из форм наказания, положенная за нетяжкие преступления, когда суд выносит решение об отсутствии необходимости изолировать данное физическое лицо от общества. Изоляция человека от общества необходима в двух случаях: во-первых, с целью наказания этого лица, и, во-вторых, с целью исключения его возможного преступного влияния на других лиц. Если суд решает, что человек, в силу его характеристик и степени тяжести совершенного им деяния, не нуждается в изоляции от общества, тогда будет применяться домашний арест", - пояснил эксперт.
"У меня лично есть опасение, что наша исполнительная система не готова к реализации данной меры. Здесь нужен целый штат определенных лиц, необходимо установить должный технический контроль, а к этому государство пока не готово. Возможно, подготовка будет происходить в ходе реализации этой нормы. Введение такой меры наказания, как домашний арест, является мерой востребованной, но не совсем проработанной технически. Если будут приняты активные меры, и проработка различных неточностей будет происходить стразу же в процессе реализации этого закона, то в заданных пределах домашний арест может стать эффективным. Хотя, конечно, ничего революционного в утверждении этой меры наказания нет, и ни к каким кардинальным изменениям она не приведет. Тем более, что спектр преступлений, за которые назначается домашний арест, небольшой, и в массовом порядке он применяться не будет", - полагает источник в прокуратуре Северо-Западного федерального округа.