В депутатском запросе, в частности, говорится, что «депутаты фракции КПРФ Законодательного Собрания Санкт- Петербурга обеспокоены ситуацией, сложившейся в ходе реализации стратегического инвестиционного проекта преобразования территории Апраксина двора. Ранее мы уже обращались к Вам по вопросу нарушения прав предпринимателей-собственников и арендаторов, осуществляющих свою деятельность на территории Апраксина двора (депутатский запрос № 901869-3 от 19.03.2009г.). Согласно Вашему ответу, вопросы с собственниками объектов недвижимости на территории Апраксина двора решаются стратегическим инвестором путем переговоров. Вмешательство исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в переговорный процесс - неприемлемо. Тем не менее, до настоящего времени указанная проблема так и не разрешена - территория Апраксина двора обнесена забором, установлены шлагбаумы (что признано незаконным Прокуратурой Санкт-Петербурга), взимается плата за въезд на территорию (при этом, проезды Апраксина двора являются имуществом общего пользования). Кроме того, забор установлен так, что в случае пожара пожарная техника не сможет подъехать к зданию, что не может не противоречить противопожарным нормам».
«Имущественно-правовые отношения с собственниками зданий и помещений, расположенных на территории Апраксина двора стратегическим инвестором не урегулированы. Такое поведение со стороны стратегического инвестора не может не обратить на себя внимания власти и может свидетельствовать о недобросовестности инвестора и при взаимодействии с Санкт-Петербургом, а не только в случаях с иными собственниками имущества, находящегося на территории Апраксина двора.
При этом, по имеющейся информации, в действиях стратегического инвестора ООО «Главстрой-СПб» (далее - Общество) имеются и другие, существенные нарушения действующего законодательства», - говорится в документе.
«Согласно имеющейся в нашем распоряжении переписке Общества, ЗАО «ПРЭО «Нежилой фонд» и КУГИ Санкт-Петербурга, а также согласно сведениям, сообщенным нам предпринимателями Апраксина двора, в настоящее время не осуществляется теплоснабжение Апраксина двора ввиду того, что Общество отказывается о заключения соответствующих договоров и оплаты услуг по теплоснабжению. Здания стоят без отопления и с отключенными противопожарными системами», - отмечается в депутатском запросе.
«Как известно, здания, расположенные на территории Апраксина двора, являются памятниками архитектуры регионального значения и охраняются государством, кроме того, эти здания старые, 19-го века постройки, то есть требуют к себе максимально бережного отношения. В условиях нестабильной Петербургской погоды отсутствие теплоснабжения таких зданий может повлечь причинение им значительного ущерба- вплоть до их аварийности и разрушения», - говорится в документе.
«По сведениям, предоставленным нам собственниками зданий и помещений, расположенных на территории Апраксина двора, большинство своих обязанностей Общество до настоящего времени не исполнило. При этом, имеются сведения о том, что часть территории Апраксина двора стратегический инвестор планирует застроить элитным малоэтажным жильем. Такие сведения, распространяемые в отсутствие какой бы то ни было достоверной и открытой информации о сущности стратегического инвестиционного проекта, о ходе его реализации и о том, какие именно объекты будут построены на территории Апраксина двора в итоге реализации проекта, может вызвать резкое недовольство населения Санкт-Петербурга, а также предпринимателей города: стоило ли разрушать сложившийся, экономически эффективный объект, приносящий существенный доход городу, всего лишь для того, что бы в итоге построить там элитный жилой район?» - задаются вопросом депутаты.
На основании изложенного депутаты просят Валентину Матвиенко сообщить: 1. Имеется ли утвержденный проект реконструкции Апраксина двора? Какие именно объекты недвижимости будут существовать на территории Апраксина Двора после окончания его реконструкции и каково будет их функциональное назначение? 2. Предусмотрено ли малоэтажное жилищное строительство на территории Апраксина двора в рамках реализации стратегического инвестиционного проекта? Если предусмотрено, то кому будут принадлежать данные объекты недвижимости? 3. Кому будет принадлежать территория Апраксина двора и расположенные на ней объекты недвижимости после завершения реконструкции? 4. В какой мере ООО «Главстрой-СПб» выполняет условия Соглашения о реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга преобразования территории Апраксина двора от 08.02.2008г. в установленные сроки? Если не выполняет, то планирует ли Правительство Санкт-Петербурга принять какие-либо меры к ООО «Главстрой-СПб» в связи с нарушением условий Соглашения? 5. Осуществляется ли теплоснабжение всех объектов, расположенных на территории Апраксина двора? Если осуществляется, то кто оплачивает данную услугу: Санкт-Петербург, как собственник имущества или ООО «Главстрой-СПб»?
Ирина Иванова, комментируя депутатский запрос по поручению предпринимателей Апраксина двора, отметила, что «предприниматели Апраксина двора выражают искреннюю благодарность фракции КПРФ, единственной из всех представленных в ЗАКСе фракций, которой не безразлична ситуация с малым бизнесом и конституционными правами (правом на собственность, на предпринимательскую деятельность, на труд) тысяч граждан-предпринимателей РФ, работающих на этой территории».
«Действительно за два года победитель конкурса (ООО «Главстрой СПб» - аффилированная компания Олега Дерипаски) не исполнил ни одного взятого на себя обязательства в соответствии с заключенным Соглашением о реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга преобразования территории Апраксина двора» от 08.02.2008., в том числе: не урегулировал имущественно-правовые отношения ни с одним из собственников зданий, переговоры не начались (срок урегулирования истекает 25.01.10г.- Приложение 1 к Соглашению); не разработал и не согласовал документацию, имеющую градостроительное значение (срок 08.02.2009г. «не позднее одного года с момента заключения Соглашения – п. п.7.3.1. Соглашения). ООО «Главстрой СПб» получил в аренду от города под благоустройство всю территорию Апраксина двора - земельный участок общего пользования (улицы, проезды, проходы). Данную территорию он благоустроил шлагбаумами, воротами и установил платный въезд на территорию. Используя административный ресурс, стратегический инвестор получил ордер ГАТИ и установил глухой забор вокруг Апраксина двора. Цель установки – благоустройство территории, но всем очевидно - для продвижения процесса урегулирования имущественно-правовых отношений с собственниками и инвесторами Апраксина двора. С установкой забора по всему периметру комплекса торговая деятельность комплекса может пойти на спад, что, в свою очередь, вызовет резкое снижение стоимости объектов недвижимости», - отмечает генеральный директор ООО "Первый корпус Апраксина двора".
«Стратегический инвестор отключил переданные ему городские объекты недвижимости, общей площадью 28 тыс.кв.м, от отопления, водо- и энергоснабжения и пр. Здания на территории Апраксина двора являются памятниками истории и архитектуры 19 века. Недобросовестное содержание зданий-памятников может привести к их полной или частичной утрате. Предприниматели полагают, что реконструкция Апраксина двора вышеуказанными «методами и способами» в угоду одному крупному инвестору есть ничто иное, как передел собственности, рейдерский захват бизнеса, это в свою очередь создает серьезную угрозу соблюдению законодательства, угрозу социально-экономической стабильности в Санкт-Петербурге, может привести к массовой безработице, к непоправимому урону уникальному памятнику архитектуры начала ХIX века из-за прекращения тепло-, энерго-, водоснабжения, обслуживания, эксплуатации, текущего ремонта частей зданий», - заключает Ирина Иванова.