
"Самолет хороший, самолет сделан с широкой международной кооперацией. Это SuperJet-100, и он действительно превосходит то, что сейчас на рынке есть. Вопрос, насколько превосходит и насколько долго сможет превосходить, - это вопрос сложный, потому что на выходе похожий китайский самолет, а есть опасность, что наши конкуренты через некоторое время сделают серьезный рывок и смогут выставить качественно иные модели", - отметил эксперт.
"Вообще, для самолетов такого класса (региональный самолет, маленький, самой маленькой размерности) очень важны эксплуатационные характеристики, то есть экономичность. Наш экономичнее сейчас того, что есть. Но будет ли он экономичнее того, что они смогут сделать через 5 лет, и станут ли крупные авиакомпании обновлять свой парк, имея в виду, что через некоторое время может появиться самолет другого уровня, другого класса, с другими принципиально двигателями?" - вопрошает тележурналист.
"Сам по себе SuperJet - это самолет, очень хорошо доведенный, доведший до предела те стандартные технологии и характеристики и в планере, и в двигателях, которые существовали до сих пор на рынке. Там нет прорывов. Огромная польза, конечно, всех работ по SuperJet - это то, что мы за счет этого получили (там не все делали мы) доступ к технологической культуре. Даже не к каким-то конкретным, предположим, инженерным решениям, а именно к технологической культуре, которая много значит в авиации. Это совершенно другая культура. И то, что мы в ней работали и теперь будем работать, - это очень важно. Важно, что это гражданский самолет, то есть в этом смысле, конечно же, выставка была сенсационной, потому что единственный новый гражданский самолет, представленный в Ле Бурже, - самолет российский", - добавил политолог.
"Там еще неплохо очень отлетал АН-148. Это, в принципе, антоновский, украинский самолет, в котором российская кооперация составляет больше половины. В принципе, это наш общий самолет, даже более российский, чем антоновский, и вот у этого самолета есть точные перспективы. Это самолет, который рассчитан на нишу. Поскольку он, в отличие от SuperJet (который делался для классных, так сказать, аэродромов, для классных авиакомпаний, для широкого международного авиарынка),- самолет для плохих, так сказать, рынков. Плохих не в том смысле, что там плохо платят, а в том смысле, что там плохо летать. Это самолет для сложных, плохих аэродромов, которых очень много в мире, причем не только у нас, их еще очень много в Латинской Америке, в Африке, в Юго-Восточной Азии и так далее. То есть такая рабочая машина, рассчитанная на некую нишу, в которой больше никто (конкуренты, во всяком случае) не представлен", - подчеркнул М.Леонтьев.

"Вот другой проект, представленный, анонсированный в Ле Бурже, российский же (я сейчас специально не буду говорить про военные самолеты, там примерно все понятно) - это проект МС-21, магистральный самолет. Это самолет большей размерности, самолет класса A-320 или Boeing-737. То есть это самолет основного класса, наиболее массового, наиболее востребованного в мире (среднемагистральный самолет), в котором существует колоссальная конкуренция. Мы пока не говорим про дальнемагистральные суперсамолеты, здесь у нас пока нет проектов на самом деле", - продолжил эксперт.
"Но вот этот проект в том виде, в котором он форматируется сейчас, в том виде, в котором он делается и будет исполняться, может, и должен стать действительно прорывом и очень серьезным, так сказать, возрождением российского авиапрома гражданского. То есть это практически означает выход российского авиапрома в мировую тройку. Его производит ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация - прим. KM.RU), которая для этого и создана. У ОАК этот самолет, кроме SuperJet, который уже находится на выходе, в гражданском авиастроении - основной целевой проект", - заявил он.
"Это его, собственно, сверхидея, и самолет пока находится в третьей стадии, когда уже определяются исполнители конкретные на тендерной основе, исполнители отдельных, так сказать, узлов, деталей и так далее. То есть будет определен облик самолета, будут определены его искомые характеристики, и с этого момента, когда понятно, какой самолет должен быть, можно вести переговоры с авиакомпаниями о заключении предварительных контрактов, потому что во всем мире так принято", - подчеркнул Михаил Леонтьев.
Русская линия