
Семья - главная опора в условиях экономических трудностей: 56% наших сограждан рассчитывают, в первую очередь, на поддержку родственников. В трудной ситуации большинство россиян ощущают поддержку своей семьи (61%). 13% сообщают, что чувствуют поддержку родственников, но в недостаточной степени. Еще 13% сообщают, что им самим приходится поддерживать членов семьи. И только 8% наших сограждан не ощущают в условиях трудной ситуации поддержку родственников.
С просьбой прокомментировать приведенные выше сведения и ответить на вопрос, действительно ли в современном обществе разрушается институт семьи, агентство обратилось к известным священнослужителям.

"Человек, создающий настоящую семью, вне зависимости от его религиозных взглядов поступает согласно словам Бога, сказанных при сотворении Евы "не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника". Таким образом человек ищет партнерства себе, что прежде всего связано с любовью и с чувствами, потому что партнерство должно зиждется на серьезном, сильном чувстве, которое помогало бы преодолевать разницу между ним и его супругом, позволяло бы терпеть его недостатки", - добавил он.
"Говорить о серьезном кризисе семьи сегодня несвоевременно, и, я полагаю, и в будущем серьезного кризиса в этой сфере все же не будет: от семьи человеку никуда не деться, иначе человек останется совсем один, а одиночество не только экономически тяжело, оно еще и оставляет человека один на один с тяжелейшими проблемами в жизни, которые актуальны и в зрелом, а особенно в пожилом возрасте. Одинокая старость страшна во все времена", - заключил отец Георгий.

"Причины разрушения семьи многоразличны. В первую очередь необходимо серьезное исследование на государственном уровне при участии историков, культурологов, экономистов по этому вопросу. На самые разрушительные факторы по итогам такого исследования и должно быть обращено основное усилие", - добавил отец Артемий.
"Нужно менять ситуацию, нужна всесторонняя поддержка семьи на уровне государства, но одно государство здесь не справится. Должна быть интегрированная программа с участием общества и Церкви: ведь Русская Православная Церковь представляет большинство нашего населения - по разным опросам от 60% до 80% наших граждан признают себя православными христианами. Церковь, безусловно, должна быть привлечена к этому процессу, только пусть она занимается своим делом - духовным окормлением, а не чем-то иным", - заключил он.
Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, считает, что кризис в общественных отношениях не мог не сказаться на отношениях семейных. "Общественные опросы на подобные темы просто не могут отражать истинную картину. К примеру, если женщина говорит, что глава ее семьи - муж, то это может не соответствовать действительности просто потому, что она этого не осознает. Статистика по данному примеру, по моим наблюдениям, и тому, что говорят мне другие священнослужители и психологи, в принципе, свидетельствует о главенстве матери в большинстве семей", - сказал он.
"Не ясно из данных опроса и то, какие отношения респонденты считали семьей - распространенный ныне "гражданский брак" все же очень отличается от традиционной семьи. Короче говоря, мне подобные опросы кажется не более информативными, чем классический вопрос ребенку: "Кого ты больше любишь, маму или папу?", - добавил отец иеродиакон.
"Иерархия отношений, которая заповедана Евангелием, гласит, что Господь глава мужу, муж глава жене, а уже жена распространяет свое влияние к ребенку. Под главенством в данном случае имеется в виду не тирания, а служение, что очень важно заметить. Но в наше время эта иерархия искажена", - сказал отец Иоанн.
Причины такого искажения миссионер видит "и в феминизме, и в лозунгах вроде "ведь ты этого достойна", и в том, что девушки воспитываются совсем вне христианской модели семьи". "Мужчины же не умеют руководить - тираном-то быть легко, а грамотное духовное руководство с любовью доступно немногим", - добавил он. "Кризис в общественных отношениях не мог не сказаться на отношениях семейных как частном случае таких отношений", - заключил он.
Русская линия