В связи с возникшей дискуссией вокруг заявления архимандрита Кирилла (Говоруна) о том, что вопрос о снятии анафемы с гетмана Ивана Мазепы остается открытым, мы попросили выказать свое отношение к разгорающемуся спору известного киевского священнослужителя, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева и председателя Союза православных братств Украины Валентина Лукияника.
По словам протоиерея Андрея Ткачева, поскольку «этот вопрос действительно политизирован и является болевой точкой в отношениях между Россией и Украиной как государствами, а не внутри Церкви, то его и поднимать не нужно». «Само поднятие этой темы провокационно. Разговор о том, когда же мы снимем анафему с Мазепы, совершенно не нужен, равно, как не нужен разговор о том, что снимать анафему с этого клятвопреступника нельзя. Эту тему вообще лишний раз трогать нельзя потому, что ее муссирование поднимает мощную волну околоцерковных движений и это всегда будет пищей для националистически настроенных кругов на Украине, а также разных кругов с воспаленным отношением к прошлому. Для обоснования необходимости снятия анафемы с Мазепы обычно приводится такой факт, что при посещении Киева Император Николай I побывал в сейчас уже несуществующем, разрушенном Николаевском монастыре возле Лавры, который Мазепа создал, где спросил монахов, молятся ли они за Мазепу. На этот вопрос монахи ответили, что молятся за Мазепу как за создателя монастыря. Тогда Император сказал: «поминайте»», - отметил священник.
«Но я бы эту тему сегодня вовсе не поднимал. Если уж решать этот вопрос, то только глубоко и серьезно. Тогда надо задать вопрос: достоин ли Мазепа снятия анафемы и возвращения в списки людей, за которых можно молиться об упокоении? Если об этом и говорить, то только серьезно, в данном вопросе недопустимы одиночные выстрелы с разных сторон, перестрелка с разных позиций. Я не любитель этих тем вообще. Я считаю, что пусть анафема остается, и давайте забудем этот вопрос, в противном случае потребуется его всецерковное обсуждение или, по крайней мере, широкое обсуждение в богословских кругах для того, чтобы вынести продуманное, взвешенное решение на суд церковного сознания, которое не вызывало бы двояких толкований и не раскалывало бы церковный народ. Но стоит ли нам в XXI веке будоражить умы и ссориться внутри церковного организма из-за вопроса, касающегося гетмана Иваны Мазепы? Поднятие этого вопроса - это какая-то провокация», - предполагает протоиерей Андрей Ткачев.
Валентин Лукияник, в свою очередь, считает, что «вопрос о снятии анафемы с Мазепы в принципе не может быть открыт, он закрылся еще тогда, когда была наложена анафема». «После наложения анафемы никакого покаяния со стороны Мазепы не было. Как можно снять с него анафему, если никто до сих пор не спускался в ад и не брал покаяния у Мазепы? Поэтому этот вопрос закрыт, его поднимать могут только те люди, которые при любом правлении предпочитают подчиняться приказам кесаря, а не церковным решениям. Это, по сути, предательство Церкви. Если Церковь анафематствовала Мазепу, то кто может отменить это решение? Никто. Поэтому поднятие этого вопроса - это уловки, специально предпринимаемые для того, чтобы угодить властям, а не думать об авторитете Церкви. Конечная точка в этом вопросе может быть поставлена только на Божием Суде, Церковь в свое время уже высказала свое мнение, поэтому теперь незачем поднимать этот вопрос», - отмечает председатель Союза православных братств Украины.
«Я уверен, что эта тема поднимается по заказу властей. Эта линия идет еще со времен обретения государственной независимости Украины, которая, кстати, сомнительна с моральной точки зрения. Теперь же этой независимости придают антирусский характер. Для этого находятся исторические персонажи, которые были предтечами этого процесса. Президент Украины Виктор Ющенко, у которого грех изменничества в крови, давно ищет таких изменников. Они ему нужны для того, чтобы их авторитетом придать легитимность антиобщерусской истории. Прискорбно, что теперь люди, которые имеют отношение к руководству Церкви, пытаются подыгрывать властям. Именно в этом надо искать подоплеку поднятия этой темы. В церковном народе этот вопрос даже не поднимается, нет в народе движения за снятие анафемы с Мазепы. Церковным народом этот вопрос не переосмысливается, потому что для церковного народа это решенный и понятный вопрос. Акценты давно расставлены», - заключил Валентин Лукияник.