За малым входом Святейший Патриарх удостоил ряд столичных клириков богослужебных наград - права ношения митры (протоиереи Димитрий Смирнов, Валентин Асмус, Николай Балашов, Александр Дасаев), права ношения наперсного креста с украшениями (протоиереи Геннадий Андриянов, Александр Фарковец, Александр Кашкин, Александр Немченко, Михаил Правдолюбов, Георгий Полозов, игумены Алексий (Вылажанин) и Максим (Рыжов).
По окончании чтения праздничного Евангелия Святейший Патриарх произнес проповедь, в которой напомнил о смысле праздника: "Сегодня великий двунадесятый праздник - Вход Господь в Иерусалим - который на языке церковного устава именуется Неделей Ваий. Вайя в переводе на русский означает ветвь, а неделя - воскресенье. Значит, по Уставу сегодняшний день называется воскресение ветвей. И называется так именно потому, что жители древнего Иерусалима, встревоженные и обрадованные, встречали Спасителя, зная о том, что Он воскресил из мертвых Лазаря". Эта весть, отметил Предстоятель, и вывела людей на улицы. И они по восточному обычаю постилали срезанные ветви вместе со своими одеждами, встречая Христа, как победителя и триумфатора. Обычно триумфаторы гордо восседали на белом коне, возглавляя торжественное шествие. Однако Спаситель под восторженные крики толпы приходит так, как приходили тысячи паломников на праздник Пасхи - сидя на осле. "И всем своим видом Он, как отмечает евангелист, не принимает этого человеческого восторга", - сказал Святейший Патриарх.
"Спаситель смиренно входит в Иерусалим, как бы не участвуя в этом человеческом торжестве. Господь знал цену этого восторга, - продолжил Предстоятель. - И те, кто говорят сейчас Христу "осанна!", будут через несколько дней кричать "распни Его!"". "И в том и в другом случае, - подчеркнул Предстоятель, - люди говорили все это искренне", в первый раз увидев в Нем величие и славу, а потом отрекаясь от поруганного и окровавленного Христа, не видя в Нем более силы и славы. Когда мы читаем или слышим евангельскую историю, отметил Святейший Патриарх, то нередко недоумеваем относительно поступка жителей древнего Иерусалима. Неужели они не видели во Иисусе Христе чудотворца и Сына Божия? Неужели не убедительна была Его проповедь? Неужели недостаточны были Его чудеса, чтобы поверить, что Он есть Сын Божий, обещанный Мессия? "Но, к сожалению, и мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после нас, будут повторять заблуждение жителей древней Иудеи и града Иерусалима, - заметил Патриарх Кирилл. - И в истории много примеров, как горячая вера сменялась богоотступничеством, а прославление Христа хулой. И за примером далеко ходить не надо. В одночасье наша страна, великая православная держава, развернулась от Бога к дьяволу, от веры к безбожию. И те, кто еще вчера ходили в храмы, сами же их разрушали".
"И чем же наш народ оказался лучше жителей древнего Иерусалима? - продолжил Предстоятель Русской Церкви. - Многие из нас сейчас рассуждают, что мы-то никогда не отречемся от Христа. Слава Богу, наш народ снова обретает веру. И я рад видеть вас всех, пришедших сегодня в Храм Христа Спасителя".
Однако, по словам Его Святейшества, даже те, кто в праздничный день пришел в храм, не всегда посещают воскресные богослужения. "У нас еще много "приоритетных" задач, которые мы решаем вместо того, чтобы пойти в храм на богослужение, - отметил Святейший Патриарх. - Нам еще нужно пройти большой путь, чтобы мы могли сказать, что утвердились в вере. Еще многие наши соотечественники не вместе с нами. Еще многие из тех, кто считает себя православными, далеки от реальной религиозной жизни. И нет уверенности в том, что кто-то не провозгласит фантастических, утопических идей, которые можно воплотить без Бога, и вновь не соблазнит наших людей".
"Но еще более опасен, чем какие-либо идеи, - отметил он, - тот образ жизни, который сегодня проповедуют СМИ, в центре которого не Бог, не нравственное совершенство, а порок, требующий постоянной подпитки, разрушающий человека изнутри, но являющийся столь привлекательным, потому что целая колоссальная индустрия работает на то, чтобы грезы сделать привлекательными. И устоять перед натиском этой индустрии может не всякий. И даже сегодня, с умилением стоя в храме Божием и недоумевая по поводу отступничества древних жителей Иерусалима, мы вечером же можем предать Господа и забыть об этом опыте святости и благодати, который мы получили в храме".
"Мы должны помнить всегда о том, - обратил внимание Святейший Патриарх, - что вера человека, наш образ жизни, - это наше свободное волеизлияние. Это то, за что мы ответственны: быть с Богом или бороться с Ним, умножая грех и неправду. И молитвы наши сегодня ко Господу, чтобы народ наш больше никогда не отступил, не забыл Кто его Господь; чтобы никогда мысль наша и рука не поднималась против Бога". "Да поможет нам Господь, извлекать уроки из нашей истории, хранить веру православную, укрепляя ее в наших сердцах", - заключил Предстоятель Русской Церкви.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику Входа Господня в Иерусалим, после чего еще раз поздравил всех с торжеством: "Пусть Божие благословение, благодать, которую мы приобрели в таинстве Евхаристии, прикоснется к нашим сердцам, укрепляя наши духовные и физические силы".
Русская линия