![игумен Гермоген (Ананьев)](/images/2008/13615.jpg)
"Что касается 8 марта, то надо учитывать, что большинство из нас родом из СССР. С детского сада 23 февраля и 8 марта укоренились в сознании как нормальные праздники. Однако если человек все же пришел в Церковь, если он меняется внутренне, для него уже становится важно, что стоит за каким-либо праздником. Одно дело День защитника отечества, другое дело - воспоминание о демонстрации феминисток, да еще Великим постом, да еще накануне памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи - согласитесь, это несколько неэтично. Сейчас этот праздник ни на чем не стоит; даже если его назвать Днем матери, духовной основы в нем все же не будет", - добавил священник.
"Что касается случаев, когда в сознании верующих ассимилировались языческие традиции, надо понимать, что это относится и к украшению березками храма на Троицу или к блинам на масленицу. Когда форма таких языческих по происхождению традиций теряет чуждую христианству духовную основу и наполняется новым духовным содержанием, часто противоположным исходному, то это даже полезно, это украшает наш быт, приносит радость. Но языческие гульбища с прыжками через огонь или блудом "на Ивана Купалу" - это, конечно, недопустимо", - заключил отец игумен.
В свою очередь сотрудник отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений священник Димитрий Лин отметил, что если мы правильно понимаем духовный смысл праздника, его символику, что нет ничего плохого, если мы будем его праздновать. "Если говорить именно о дне весеннего равноденствия, то правильно отмечено, что это время в разных культурных традициях отмечено какими-то своими праздниками. В Христианстве это Пасха, и это неслучайно, потому что духовный смысл праздника, связать который можно и с победой света над тьмой - дня над ночью. Да, для православной традиции началом богослужебного года является сентябрь, но если посмотреть на седмичный цикл евангельских чтений, то мы увидим, что евангельские чтения начинаются с первого дня Пасхи и поэтому в каком-то смысле эти дни являются началом богослужебного года", - сказал он. "Но чужих религиозных традиций, конечно, следует сторониться. Навруз, к примеру, православный праздновать не будет", - заключил отец Димитрий.
![о. Артемий Скрипкин](/images/2006/4327.jpg)
"Любую приходящую извне традицию нужно оценивать, исходя из того, насколько хорошо она ложится на нашу древнюю культурную почву, и насколько органично они могут срастись. Если опыт отрицателен, то в дальнейшем такой праздник чаще всего становится принадлежностью какой-либо маргинальной группы", - отметил священник.
"Что касается 8 марта, то, скорее всего, скоро произойдет трансформация этого праздника, он будет назван Днем матери, как в Европе. Потому что поздравлять женщину вообще, не применяясь к чему-то конкретному, так же глупо и смешно, как поздравлять мужчину вообще. Собственно, празднество материнства у нас уже вытеснило феминистическую составляющую праздника. В Европе, к примеру, восьмого марта феминистки собираются в своих клубах, и доступ мужчин даже для поздравлений закрыт", - отметил отец Артемий.
"Вообще же мне кажется, что в России стало многовато праздников. К сожалению, нашему народу это часто идет не на пользу. Если же праздников будет меньше, повысится и их значимость", - заключил священник.
Русская линия