Напомним, что 28 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви принял Определение "О жизни и трудах Русской Православной Церкви", в котором говорится, что "Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора". Этот пункт Определения вызвал бурные дискуссии на заседании Собора. В ходе обсуждения избранный Патриарх Кирилл напомнил, что в истории Христианства Вселенские Соборы, определявшие вероучение, были Соборами, которые состояли исключительно из архиереев. В то же время он указал на необходимость слышать голос Церкви, а для этого необходимо проводить совещания с участием клириков и мирян и, возможно, создать новую площадку для дискуссий. При этом Предстоятель РПЦ подчеркнул, что "никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет".
На пленарном заседании некоторые члены Поместного Собора выступали за придание этому органу сугубо совещательных, консультативных функций, автоматически перепоручив тем самым принятие властных решений, в частности, в сфере вероучения, исключительно Архиерейскому Собору. В частности, по мнению епископа Венского и Австрийского Илариона, необходимо создать "нечто вроде церковной Общественной палаты, где будут вестись дискуссии на актуальные темы". Тем не менее, некоторые делегаты выступали за сохранение существующего положения, закрепленного в уставе Русской Православной Церкви.
"Что касается того, как должна быть организована церковно-общественная палата, - продолжил диакон Владимир Василик, - то этот вопрос может решаться только после того, когда будут определены функции и полномочия этой палаты. Говоря о тех вопросах, которые следует выносить на палату, то, во-первых, это должны быть вопросы, связанные с церковной цензурой и с необходимостью ее в известном формате возобновления, потому что, к сожалению, увы, как показал период межпатриаршества, многие и не только миряне, но и клирики, позволяют себе слишком многое в отношении не только к священноначалию, но и к своим ближним, что, разумеется, укладывается лишь в рамки пиара, но не укладывается в рамки нормальных христианских отношений. Второй проблемой является то, что слишком многое в литературе, именуемой православной, носит откровенно антиправославный, а временами даже антихристианский характер", - отметил отец Владимир.
"Еще одним направлением деятельности палаты должно быть формулирование мнений относительно важных вопросов как церковной, так и государственной жизни. В частности, в рамках церковно-общественной палаты могут обсуждаться такие актуальные вопросы, как вопрос об экуменизме, о членстве Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей, вообще, о взаимоотношениях с инославными организациями и так называемыми церквами. Это вторая тема, второе направление", - продолжил диакон.
"Третья важная тема - это, конечно, церковная миссия и церковная благотворительность, поскольку обе эти темы в высшей степени актуальны. Тем паче, если мы примем во внимание бедственное состояние не только многих наших сограждан, но и целого ряда приходов, в особенности деревенских и отдаленных, и необходимость оказания им действенной помощи. Вот далеко неполный перечень тех тем, которые могли бы быть рассмотрены церковно-общественной палатой. И, соответственно, для обсуждения этих тем и создания действенных механизмов при разрешении проблем необходимы люди уважаемые, компетентные, специалисты в данной области, люди со значительным весом и в Церкви, и в обществе, которые могли бы данные проблемы действенно решать. Такими людьми могут быть и архиереи, и клирики, и миряне. Я считаю, что церковно-общественная палата должна в ряде случаев обладать консультативными полномочиями, по крайней мере, то, что касается вопросов богословского характера, а в ряде случаев, если у палаты появятся реальные средства, и исполнительно-действенными", - заключил диакон Владимир Василик.
Русская линия