"Я сам по национальности украинец, родился и живу в Москве. Корни и здесь, и там. Родные и в России, и на Украине. Как прикажете ощущать себя в этой жизни сегодня - при искусственном возведении границ? И между кем?! Братьями по крови, испокон веков жившими рядом, перемешавшимися родственными связями, отношениями, - сказал артист в интервью "Известиям" накануне своего юбилея. - То же самое могу сказать и о моей жене - Ирине Петровне Купченко. В самом начале перестройки у нас с ней бывали целые политические баталии. Тогда я очень скоро понял, куда клонят новоиспеченные демократы, решившие поделить огромную страну на отдельные "княжества", а она думала, что красивые лозунги о капиталистическом процветании - это правда. Только когда Ирина, как и я, лишилась своей родины и превратилась на Украине в иностранку, тут-то она и поняла, что ее жестоко обманули. Как обманули весь народ, не спросив у него, как он хочет жить, в какой стране, вместе или раздельно. Я ненавижу любой национализм, как российский, так и украинский. Поэтому, когда почувствовал на съемках фильма "Богдан Хмельницкий" в Киеве, куда меня пригласили на главную роль, что могу стать проводником украинского национализма, - тут же немедленно отказался от этой работы. Как бы я мог после такого фильма, где русские выглядят варварами, завоевателями, людям в глаза смотреть? Ведь с художника многое спросится. И об этом нам, артистам, забывать нельзя. Как, впрочем, политикам тоже".
Последнюю крупную роль в большом кино Василий Семенович сыграл в 1999 году. Фильм "Незримый путешественник" показывал последние дни жизни Императора Александра Первого Благословенного, строителя храмов, искателя национального духа, верующего в особую историческую миссию России.
В.С.Лановой не считает себя верующим человеком, но встречался с Патриархом Алексием II и рассказал "Российской газете", что "он даже один раз брал меня в свиту для открытия храма под Белгородом. У нас были замечательные отношения с ним, но чисто светские". "Вообще, знаете, я эту тему никогда не затрагиваю", но при этом заметил, что "именно верующие принесли столько красоты на землю, столько бескорыстия. Потом религия - все-таки носительница культуры. Я бы сказал, что меня больше трогают вещи такие - умилительные, идущие от доброты, от любви. Как, скажем, старые русские церкви".
Свои взгляды и тревоги Василий Лановой выразил так: "В какой-то степени человек живет двойной жизнью. Он не может быть таким, каким, возможно, хотел бы быть: его съедят мгновенно. Сегодня надо уметь огрызаться, давать сдачи. Вот здесь и происходят ужасные катаклизмы с нравственностью, с душой. Особенно в такие переходные моменты, как сейчас. Нас не разъедала эта неистовая ненасытность, которая сегодня существует. Американские философы уже давным-давно писали, что именно потребительство уничтожит цивилизацию. Что мы и наблюдаем, по-моему, если говорить о нравственном развитии человека. Когда думаешь, чем это закончится в результате, становится страшно".
Сегодня В.С.Лановой заведует кафедрой сценической речи в Театральном училище имени Щукина. "Сегодня в кинематографе правят не профессионалы, а те, у кого есть деньги. И я, к сожалению, не могу защитить своих студентов от современного мусора в искусстве, - сетует он. - Самый главный вопрос: как вырастить поколение, чтобы оно не было подонками, чтобы не висело гирями, чтобы не жили только ради потребительства".
"У Блеза Паскаля есть замечательная фраза о том, что все "ничто рядом с проявлением простейшего милосердия к человеку, простейшей любви к человеку". Необходимо всех любить, а иначе все бессмысленно. У Державина есть стихотворение, очень страшное: "Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей..." Как не утратить смысл жизни, когда, казалось бы, все бессмысленно? Только любить...", - заключил он.
Русская линия