Итак, национальные проекты, о которых с такой помпой было заявлено в сентябре 2005 года, кончились. Точнее, переназвались, и теперь наверняка затеряются в бесконечной череде государственных программ. Что бы это значило? Может не хватает денег на мирную жизнь - будем их тратить на грядущую войну с Западом? Не только.
Вспомним краткую историю пресловутых и так быстро почивших нацпроектов.
Несколько лет назад (а точнее, в 2005 году) в Москве с большой торжественностью Президентом РФ Владимиром Путиным было объявлено о начале их реализации. 5 сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент и руководителей регионов, чтобы заявить:
"Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счёте, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.
...Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России".
Позднее к объявленному Президентом списку - здравоохранение, образование, жилье - добавилось и сельское хозяйство.
А уже в ноябре того же 2005 года тогдашний первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что список приоритетов в будущем может быть дополнен наукой и культурой.
Злопыхатели, оппоненты нынешней власти, немедленно объявили эти проекты набором ничего не значащих деклараций; другие, прагматики, полагали, что это трамплин для предвыборной президентской кампании Дмитрия Медведева. Но, так или иначе, общественный интерес к этим проектам стал постепенно угасать.
Сама по себе идея концентрации усилий на основных направлениях развития не нова и, конечно, не плоха. Особенно если идеология их проведения человеколюбива по существу. Что может стоять за термином "инвестиции в человека"? Если в переводе на русский язык это означает солженицынское "сбережение народа", нельзя не приветствовать такие инвестиции.
Однако после приветствия сразу же, по дурной российской привычке, хочется спросить: если это так, и нацпроекты благо - тогда почему рядовой россиянин не чувствует в связи с этим улучшения своей жизни на сермяжном, бытовом уровне? И сразу же после этого, почти автоматически, вспоминаются нехорошие события из российской истории, изобилующей многими государственных мегапроектами, особенно прошедшей недавней советской эпохи: это и сталинское "мы придем к изобилию", и хрущевское "догоним и перегоним", и брежневский "поворот северных рек". В 80-годы появились продовольственная и жилищная программы, с обещанием продуктового изобилия и отдельного жилья отдельным семьям. Ничего из обещанного толком выполнено не было. Почему? Наверняка потому, что властные "программисты" забыли евангельское изречение: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы"; а ещё потому, что излишне уповали на свои собственные силы. И сейчас, когда мы слышим: проект развития России аж до 2020 года (а почему не до 2120-го?) хочется сказать: давайте будем скромнее, давайте будем думать о том, как достойно закончить сегодняшний день, и тогда планы на завтрашний день появятся и реализуются достойным образом. Без всяких там проектов и программ.
В.Улыбин