По словам Лужкова, экстремальный и сельскохозяйственный туризм на Соловках может стать очень серьёзным подспорьем для бюджета области. Также столичный мэр предложил Михальчуку принять меры по формированию большой туристической базы на Соловках.
Намерение московского мэра вновь обостряет вопрос о статусе Соловков, оспариваемый последние несколько лет. В 2005 году были заявлены и обоснованы две принципиально отличные программы движения Соловецкого архипелага в будущее.
Первая из них рассматривала Соловки как комплекс выдающихся памятников и была ориентирована в первую очередь на получение крупного государственного финансирования и разворачивание туризма, в том числе международного, как ресурса жизнеобеспечения постоянных жителей острова. Монастырское наследие, действующая обитель и природа архипелага в этом случае рассматривались как сырье для международного туристического центра.
Вторая программа, защищаемая монастырем и православной общественностью, основана на представлении о Соловках как о православной Святыне - традиционно почитаемом месте молитвы, поклонения, памяти, включая память о тысячах мучеников концлагеря советских времён. Восстановление Соловков, как святыни согласно этой программе могло бы объединить всех участников соловецкой жизни, и музей, и монастырь, и местное самоуправление, организаторов паломничества и туризма.
После долгих споров была утверждена «серединная» программа создания «Соловецкого сообщества». Это, прежде всего Ставропигиальный Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Соловецкий музей-заповедник и администрация острова.
Соловецкий архипелаг (шесть небольших островов в Белом море) расположен между 35-м и 36-м меридианами, у южной границы Северного полярного круга. Большой Соловецкий остров - единственный обитаемый на архипелаге - равен по площади Мальте (246 кв. км). В XV в. здесь обосновалась монашеская община. Основатели монастыря преподобные Зосима и Савватий почитаются всем православным миром. В XVI-XVII вв. монастырь, разбогатевший на беспошлинной продаже соли, фактически являлся духовной, экономической и военной столицей Севера Руси. К 1917 г. монастырь имел свой флот, мастерские, телеграф, радио- и электростанции, сельскохозяйственные фактории, соединил озера каналами, организовал прием до 15 тыс. паломников ежегодно.
Таким образом, историческим правопреемником культурного достояния Соловков несомненно является монастырь. И сейчас паломников и туристов на остров привлекает в первую очередь монастырь. Поэтому именно Соловецкой обители надлежало бы решать вопрос о том, каким образом должен развиваться остров.
Кроме того, Соловки - это не просто одна из древних обителей России, это - Русская Голгофа. В советское время на этих островах был создан концентрационный лагерь, тысячи верующих людей приняли здесь мученическую кончину, многие из них ныне прославлены в лике святых. Поэтому развитие на Соловках развлекательных туристических комплексов было бы величайшим кощунством, надругательством над памятью наших предков. Монастырь об этом неоднократно заявлял и заявляет теперь. Но, являясь историческим правопреемником культурного наследия Соловков де факто, де юре он правами наследника не обладает, так как не является юридически законным владельцем земель и зданий, а только арендует у государства своё имущество. Потому рядом с любым нашим монастырём можно открыть ресторан, казино, развлекательные и торговые центры...
Однако, можно понять и неподдельную радость главы администрации Архангельской области по поводу предложений мэра Москвы. Жители острова живут за чертой бедности, потому готовы согласиться на любой бизнес-проект, лишь бы деньги заработать. Остаётся только надеяться на то, что туристическая база будет построена вдали от монастыря и скитов. И в целом проект будет утверждаться всем «Соловецким содружеством». Иначе неизбежно очередное противостояние.
Хотя позволим себе задать вопрос: так ли уж необходимо вообще на Соловках строить туристические базы? Неужели для москвичей не найдётся другого места для отдыха? И неужели нельзя решить вопрос о Соловках на высшем государственном уровне так, как он был решен на Валааме - с «монашеского острова» переселили всех «аборигенов советского времени», предоставив им жилье на материке, а туристы могут посещать Валаам только в составе организованных экскурсионных групп и проводить на острове короткое время, не предаваясь неумеренным развлечениям.
Людмила Ильюнина