Министерство связи и массовых коммуникаций готовит масштабную реформу СМИ. Она коснется в первую очередь идеологических ориентиров: на смену пропаганды культа богатства и потребления должна придти «романтика трудового порыва», стремление к повышению образования и квалификации, социальной активности, патриотизма, интеллектуальных и культурных способностей.
«Провозглашенный правительством отказ от сырьевой экономики и переход на инновационной путь развития невозможен без формирования качественно новой личности», - считают в Министерстве связи и массовых коммуникаций. Перевоспитание граждан, привыкших почти за 20 лет к культу денег, успеха и мелкобуржуазному комфорту, должно начаться с перестройки иерархии ценностей, которую во многом формируют, а часто и диктуют СМИ. По мнению авторов документа, газеты, ТВ радио, печатные периодические издания вопреки национальным интересам настойчиво проповедуют ценности потребительского общества. «Работа СМИ основана на четырех «С»: сенсация, секс, страх, скандал. Внедрение в сознание людей потребительских ценностей уже привело к снижению рождаемости, сокращению продолжительности жизни и к высокой преступности. Но главное, общество, состоящее из граждан, нацеленных исключительно на личное потребление, не способно генерировать продуктивные идеи», - считают разработчики концепции.
Минкомсвязи предлагает СМИ начать освещать «социально ответственный, заинтересованный, активный стиль жизни». При этом, полагают в министерстве, государство может взять на себя определение принципов новой информационной политики, но не навязывать новые ориентиры обществу «сверху». Авторы концепции рассчитывают на помощь изданий, которые добровольно перестроятся на новые стандарты и будут задавать тон всему медиарынку. Подразумевается, что такие издания смогут рассчитывать на ответную поддержку государства.
Отметим, что этот шаг правительственных структур является продолжением долговременного процесса, который был запущен во многом благодаря усилиям Русской Православной Церкви. Впервые именно Церковь приняла обращение к правительству на самом массовом и представительном общероссийском форуме «Рождественские чтения», призывающее обратить внимание на нравственные, вернее безнравственные ориентиры, навязываемые обществу нашими СМИ. Это обращение было составлено пять лет назад. Два года назад Клуб православных журналистов выступил с инициативой разработки законопроекта по созданию «Общественного совета по нравственности на телевидении». Сейчас этот законопроект внесен спикером Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым в Госдуму. Общественный совет будет проводить совещания, на которых будут анализироваться телепродукция и мнение населения о ней. Совет должен указывать властным структурам на факты злоупотребления свободой массовой информации. Совет сам по себе не будет заниматься цензурой телепрограмм, но создающаяся законодательная база не позволит игнорировать его мнение.
Руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский выразил уверенность, что Общественный совет, аккумулирующий зрительские жалобы, не установит цензуру, а наоборот, поможет бороться с уже существующей в СМИ «цензурой денежного мешка и пошлости». «Борьба, развернувшаяся в Европе и мире против курения, за свободу некурящих, дает некий образец того, что должно быть в нашей массовой культуре и на телевидении. Кому нужно, может найти специально отведенное место и покурить. То же самое должно быть и на телевидении: если хочешь смотреть эротику, насилие, пошлость — заплати деньги и смотри по кабельному, спутниковому каналу», — сказал Вигилянский.
Можно констатировать, что мы сейчас вступили в решающую фазу информационной войны. Руководители крупнейших СМИ в большинстве своём не заинтересованы в том, чтобы поддержать грядущую реформу их ведомства. Более того, некоторые из них активно противодействуют новым благим начинаниям. На быстрый перелом в массовом сознании, десятилетиями воспитуемом на «идеалах потребления», так же не приходится надеяться. Так что предстоит долгая и упорная работа по возращению к традиционным ценностям в России. Надеемся, что как говорится в Библии «не все ещё преклонили колени перед Ваалом», и в среде СМИ найдется немало людей, которые готовы к созидательной, а не разрушительной работе.
Л.Ильюнина