Украина приняла ряд законодательных изменений к порядку пребывания на её территории Черноморского флота Российской Федерации. Указом Президента Виктора Ющенко в частности был изменён порядок пересечения границы Украины российскими военными кораблями. Изменения в первую очередь коснутся военных судов ЧФ, находящихся в данный момент у морской границы Грузии в восточной части Черного моря. Выполнят ли крейсер «Москва» и сторожевой корабль «Сметливый», возвращаясь на базу в Севастополь, новые условия?
Позиция Киева подверглась критике и осуждению со стороны Москвы. Не находит она активной поддержки и в среде украинского политикума.
Утром 10 августа группировка кораблей Черноморского флота Российской Федерации, покинув базу ЧФ в Севастополе, была передислоцирована в восточную часть Черного моря, к морской границе Грузии. Цель похода - поддержка российских миротворческих сил в Южной Осетии и обеспечение защиты российских граждан, находящихся в регионе.
В тот же день украинская сторона предостерегла Россию от возможного участия кораблей ЧФ в конфликте вокруг Южной Осетии, заявив, что может блокировать их возвращение в Севастополь. «С целью предотвращения возникновения обстоятельств, при которых Украина может быть втянута в вооруженный конфликт и военные действия из-за участия в них военных формирований ЧФ РФ, который временно базируется на территории Украины, украинская сторона оставляет за собой право, согласно нормам международного права и законодательства Украины, запретить возвращение на свою территорию до разрешения конфликта кораблей и судов, которые могут принять участие в вышеуказанных действиях», — говорилось в заявлении МИД Украины, размещённом на сайте ведомства в воскресенье 10 августа.
Это заявление российская сторона расценила как «циничное», а предполагаемые меры - не соответствующими договорам двух стран и «недружественными по отношению к Российской Федерации».
11 августа представитель Президента Украины, заместитель министра иностранных дел Константин Елисеев заявил, что для Украины является неприемлемым факт участия кораблей Черноморского флота России, базирующиеся в Севастополе, в вооруженном противостоянии. Такая позиция обусловлена убеждением, что вмешательство российского контингента в грузино-южноосетинский конфликт приобретает всё больше наступательный, а не миротворческий характер. «Если бы вы подъехали к месту конфликта, то никаких вопросов о миротворческих операциях не возникало бы. Это вооруженное противостояние», — подчеркнул дипломат.
12 августа в телефонном разговоре глава МИД России Сергей Лавров заверил главу Верховной Рады Украины Арсения Яценюка, что задачей прибывших к берегам Абхазии кораблей является исключительно оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, находящемуся в зоне конфликта.
Тем не менее, украинские власти, которые неоднократно публично выступали со словами поддержки грузинской стороны в южноосетинском конфликте, в связи с передислокацией группы кораблей ЧФ РФ обеспокоились не на шутку. Из-за подобных прецедентов, считает Виктор Ющенко, Украина «втягивается в военные конфликты, не желая того». Президент предложил составить особый документ, который бы регулировал использование в военных конфликтах базирующегося на территории Украины Черноморского флота РФ. По мнению Виктора Ющенко, в этом вопросе как можно быстрее должна быть поставлена точка.
И точка была поставлена. Причем, буквально на следующий день. 13 августа глава украинского государства подписал два Указа, касающихся деятельности Черноморского флота РФ на территории Украины. Документы о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны утверждают порядок согласования с компетентными органами Украины передвижений, связанных с деятельностью воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации вне мест их дислокации на территории Украины, а также пересечения военными судами ЧФ РФ государственной границы Украины. В тексте Указа подчеркивается, что упрощенный режим перемещения кораблей позволяет российскому флоту фактически бесконтрольно пересекать границу, что, в случае его участия в военных акциях против других стран, несёт потенциальную угрозу национальной безопасности самой Украины. Дескать, её могут посчитать за негласного союзника…
Согласно документу, украинская сторона отныне имеет право потребовать от кораблей и самолётов Черноморского флота РФ покинуть территорию страны в случае нарушения украинского законодательства. Об этом в частности говорится в Указе о порядке пересечения границы Украины Черноморским флотом (N 706/2008, п.13).
Второй Указ (N 705/2008) регламентирует передвижение военнослужащих ЧФ по территории Украины вне мест дислокации. О таких передвижениях необходимо за 10 дней информировать украинскую сторону, которая в течение 7 дней даст разрешение или отказ. В виде исключения может выдаваться многоразовое разрешение сроком на один месяц. Передвижения должны осуществляться в светлый период суток и не превышать по времени 12 часов. «Компетентные органы Украины имеют право в пределах своих полномочий осуществлять контроль и проводить проверку передвижений, в частности, наличие разрешения у военнослужащих, которые входят в состав военных формирований», — сказано в документе.
МИД Российской Федерации воспринял указы довольно остро. Даже заявил, что подобными действиями Ющенко нарушил Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Об этом говорилось в распространенном 14 августа заявлении МИДа. По мнению российской стороны, «нововведения нацелены на то, чтобы создать серьёзные осложнения для практической деятельности флота» и наносят «ещё один удар по переговорному процессу по проблематике Черноморского флота, а в более широком плане — по всему комплексу двусторонних отношений».
Генштаб РФ также выступил с категоричными заявлениями. Мол, Черноморский флот России имеет своё руководство и подчиняется Верховному главнокомандующему, коим для него является Президент Российской Федерации. Подобные же инициативы «извне» воспринимает как нелегитимные.
Остро высказался и министр внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров. 14 августа в эфире радио «Эхо Москвы» он заявил, что указы Виктора Ющенко являются «ещё одним свидетельством затяжного внутриполитического кризиса в Украине» и идут в обход подписанных ранее двусторонних соглашений.
В довершение ко всему вчера во Владикавказе, во время награждения военнослужащих, отличившихся в ходе миротворческой операции, Президент России Дмитрий Медведев ещё раз подчеркнул, что страна готова вести переговоры по статусу Черноморского флота, но только в рамках международных соглашений, и призвал украинскую сторону не допускать неквалифицированного вмешательства в решение этого вопроса.
И хотя Киев на упреки Москвы отвечает, что имеет право устанавливать порядок перемещения каких бы то ни было сил на собственной территории, вопрос стоит больше всё-таки о своевременности и обоснованности подобных кардинальных шагов.
Как известно, оба Указа Президента Ющенко были подписаны на основании решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, а решение это принималось без созыва экстренного совещания СНБОУ — просто заочным сбором актов согласования. И именно в этой «заочности» и проявилась та «сложная внутриполитическая обстановка», о которой упомянул Сергей Лавров: подписи двоих из членов Совбеза — Премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и министра внутренних дел Юрия Луценко — под документом не стоят. Мало того, Юрий Луценко вообще заявил, что ему никаких постановлений СНБОУ подписывать не предлагали.
Сами по себе Указы, содержащие новые положения о пребывании ЧФ РФ на территории Украины, не являются сюрпризом для российской стороны - переговоры по этим вопросам ведутся еще с 1999 года. Кроме того, для принятия решений достаточно было бы постановления Кабинета министров Украины, тем более, что, начиная с 1996 года, этот порядок регулировался именно правительством. К началу лета этого года, а именно 25 июня, два таких документа были приняты украинским Кабмином, но не подписаны Премьер-министром Тимошенко, а значит, и не вступили в силу. Положения документов ещё нуждались в обсуждении и доработке.
И вот, в условиях боевых действий на Кавказе, когда вооруженный конфликт между Россией и Грузией принимал всё болем ожесточённые и непримиримые формы, Президент Украины проявил инициативу и личным решением подписал эти злополучные Указы в обход всех договоренностей, не спрашивая Кабмин, и без согласия с главой правительства. С какой целью? Показать ещё раз, что в противостоянии России и Грузии Президент Украины поддерживает одну из сторон, и своими действиями втягивает Украину в военный конфликт? Но желает ли этого сама Украина? Есть ли в украинском обществе консенсус по этому вопросу?
Позиция главы государства не нашла поддержку правительства и влиятельных политических сил, стоящих за Премьер-министром Юлией Тимошенко. Тем более, что для украинского общества, в большинстве своём и грузины не враги, и русские — не чужие. И если положения о Черноморском флоте требуют пересмотра, то чем доливать масла в огонь и пытаться воздействовать на соседа методом директив и предписаний, не логичнее было бы решать этот вопрос в конструктивном русле при уважительном и доброжелательном отношении сторон?
Пока что, по словам заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, корабли ЧФ останутся у берегов Грузии до установления в регионе спокойной обстановки.
Ю.Коминко