Вопрос почти на 100% риторический и лишь отчасти вынужденный. Россия в исторической ретроспективе является преемницей древней византийской культуры, политической в том числе. Выражаясь обыденным языком, Россия "забыла" многое из того, что Запад только-только для себя узнаёт. Определенно Запад явно переоценивает роль СМИ, вернее, роль информационных технологий как таковых. На примере агрессии Грузии против Южной Осетии это видно особенно наглядно. Та западная "картинка", на которую Запад сам же ссылается, выдавая за реальность, оказывает определенное влияние на сознание зрителя, обывателя, опять же западного. Ну и что с того? Всё это даже не искусственная или даже вынужденная мера, а скорее самодовлеющая область, по-другому Запад уже жить и не может.
Вопросом вопросов на самом деле является универсум, имя которому «двойной стандарт». Двойной стандарт - константа и «первородный грех» геополитики, её альфа и омега. Задействуем, как говорят военные, конкретную вводную. Будем исходить из того или условимся считать, что СМИ нет. Нет ни прессы, ни телевидения. Двойной политический стандарт остается, ибо он вечен. Поэтому хотелось бы корректно указать Западу на то, что следует остерегаться «головокружения от успехов» в информационной войне против России, поскольку: отнюдь не обыватель генерирует идеи, наполняющие конкретным содержанием вечную «рыбу двойных стандартов». Россия, судя по всему, никогда не признает Косово и Россия, конечно, будет делать всё от неё зависящее для международного признания Абхазии и Южной Осетии.
Итак, российский «двойной стандарт» против западного. Кто кого? Думается, у российского - шансы предпочтительнее. Совершенно очевидно, и с этим согласны все заинтересованные стороны, что вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии, по сути, является определяющим и по мере разрешения вопросов текущей политики, проблема признания независимости этих двух анклавов в самое ближайшее время выйдет на первый план. И вот здесь Россия резко может переломить ситуацию в свою пользу.
Действуя в духе изощренной византийской политической казуистики, Россия может саму проблематику признания/непризнания преобразовать в качественно иную не конфронтационную проблему выбора. Вместо шаблонной бескомпромиссной дилеммы признавать - или не признавать, Россия может вынести на суд международного общественного мнения мягкую, специально под Грузию, формулу выбора: признать независимость либо отпустить без признания независимости из состава Грузии Абхазию и Южной Осетию. Война за сохранение территориальной целостности допустима, оправдана и необходима, и такая война предполагает отражение внешней агрессии. Проблема Грузии в том, что она получила реальную ситуацию утраты целостности своего народонаселения. При этом Грузия ошибочно оценила своё историческое пребывание в составе Российской Империи как своего рода имперский стаж, который, в свою очередь, в грузинском национальном самосознании отождествился с якобы имперским навыком. Увы, но сегодняшнее поведение Саакашвили на политической авансцене низводит Грузию как страну до градации геополитического маргинала. Византийская формула компромисса: отпусти или исключи из состава без признания независимости, даёт Грузии единственный шанс сохранить лицо, ибо утрата целостности народонаселения Грузией есть свершившийся факт. И здесь Грузия бессильна что-либо изменить.
Владимир Сурин, директор Центра изучения социально значимых проблем, специально для Русской линии