Сюжет:
1. В Суздале обнаружены останки Дмитрия Пожарского. История обнаружения.
2. История раскопок.
3. Характеристика подвига Дмитрия Пожарского.
4. История почитания Пожарского, учреждение праздника 4 ноября.
5. Планы по восстановлению усыпальницы, вопрос о канонизации.
6. Значение для нашего времени подвига Пожарского и восстановления памяти о нем.
Вчера, 14 июля 2008 года, на территории Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале обнаружены останки князя Дмитрия Пожарского. Раскопки велись по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Что поймёт обыватель из этой фразы? Может как-то иначе сказать об участии Церкви?
Как рассказала в интервью "Интерфакс-Религии" пресс-секретарь Владимиро-Суздальского музея-заповедника Ирина Кузнецова, археологи ставили своей целью убедиться в правильности выводов, сделанных в ходе раскопок в 1851 году под руководством графа Уварова. Тогда, в XIX веке, были обнаружены белокаменные гробницы и кирпичные склепы. Поскольку находки не содержали никаких надписей, для идентификации специалистам пришлось вскрыть предполагаемую гробницу князя Пожарского. После этого граф пришел к заключению, что в гробнице, без сомнения, похоронен Д.М.Пожарский.
После того
как место погребения великого русского полководца смутного времени было впервые обнаружено, Император Николай I объявил добровольную подписку по сбору средств на сооружение памятника. Летом 1885 года мемориал, воздвигнутый исключительно на добровольные пожертвования десятков тысяч граждан России, был торжественно открыт и освящен. Памятник представлял собой каменную усыпальницу, созданную в стиле русской архитектуры начала XVII века. Долгие годы он являлся местом паломничества русских людей, однако в тридцатые годы прошлого столетия памятник постигла участь многих других наших святынь. Он был уничтожен.Память о национальном русском герое восстанавливается в наше время в связи с учреждением нового государственного праздника - Дня национального единства, 4 ноября.
Мы знаем из истории, что в период Смуты страна оказалась на краю погибели: Москва оккупирована поляками, в России голод, разорение. И в тот момент, когда уже ничто, казалось, не может спасти страну, патриарх Гермоген отправляет из своей темницы в Чудовом монастыре воззвание - призывая народ защитить Родину, защитить веру православную. И отклик на этот призыв пришёл из Нижнего Новгорода. Козьма Минин возглавил народное ополчение, а руководить военными действиями против поляком пригласил князя Дмитрия Пожарского. Почему выбор пал на него? Пожарский ведь, что называется «звезд с неба не хватал», - не слыл каким-то выдающимся полководцем, не прославился какими- либо громкими подвигами. Но он обладал таким качествами, которые были особо ценными в то время, когда почти все люди боярского звания запятнали себя предательством, неверностью. Князь Дмитрий не разу не проявил стремления переметнуться на чужую сторону, он был человеком ВЕРНЫМ. Более того, ещё до сбора ополчения он уже пролил кровь за Отечество.
Пожарский был ранен во время сражения в Москве, и находился в своём поместье Угрееве, что в нескольких десятков верст от Нижнего Новгорода. Князь не сразу, но всё же отозвался на призыв нижегородцев, согласился возглавить ополчение.
Об особой скромности князя Дмитрия свидетельствует и тот факт, что когда Москва была освобождена от интервентов, и встал вопрос, «кого посадить на царство», кандидатура нижегородского воеводы даже не рассматривалась, хотя он имел на это полное право.
Присущие князю качества: верность, скромность, нестяжательность вызвали народную любовь к Пожарскому и почитание его на протяжении столетий. Но именно сейчас Церковь ставит вопрос о канонизации героя 1612 года. Потому что добрые свойства его личности могут служить примером для людей именно в наше время, которое так паохоже на Смуты. Церковная канонизация преследует именно такие цели - это не награда за заслуги, как считают некоторые, а прославление достойнейших представителей народа, как пример для подражания.
Некоторое время назад Русское афонское общество организовало сбор народных пожертвований на воссоздание памятника-часовни над могилой князя Пожарского. По данным на апрель этого года, было собрано около 6 млн рублей. Среди жертвователей - первые лица государства. Большой вклад внесли частные лица. Первый взнос сделал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Архиепископ Евлогий, после того, как он отслужил панихиду над останками князя Дмитрия, сказал: "Сегодня совершили мы эту непередаваемую панихиду по усопшему князю Димитрию и почувствовали, что действительно его великость особенна, можно сказать, вечна. И мы как благодарные люди не можем это забыть".
Так же владыка пообещал, что через пару недель раскопки будут окончательно завершены и усыпальницу засыплют. Место, где она расположена, оградят. Погребение самого князя Пожарского будет выделено специально - над саркофагом поставят крест, для того чтобы все желающие смогли поклониться могиле героя. А потом примутся за сооружение самой усыпальницы. Проект уже есть - его привезут в конце этой недели.
Л.Ильюнина