Я долго пыталась выяснить, какую помощь оказывает государство и международные организации сербским семьям. Оказалось, что трудоспособные граждане, работавшие до 1999 года, получают небольшое пособие, старики пенсию по старости, дети - пособие в 1500 динаров (750 руб.). Рабочие места есть только в школах, медицинских пунктах и местной администрации. Люди обрабатывают землю, хотя некоторых участки находятся далеко от сел - и ходить туда небезопасно.
Чтобы как-то помочь наиболее обездоленным семьям, священник Богомир и матушка Светлана организовали благотворительную кухню "Майка девет Юговичей": из пожертвованных продуктов варится какое-либо блюдо и вместе с хлебом раздается приходящим людям.
Каждый рабочий день Иван (шофер кухни) развозит еду по близлежащим селам. Греясь под ярким солнышком, его уже поджидают старики, дети, матери семейств. В руках у каждого маленькое пластмассовое ведерко для супа и пакет для хлеба. "Некоторые пожилые люди получают пенсию, но они настолько немощны, что не в состоянии приготовить себе еду" - объясняет Иван. "Какие-то семьи получают минимальное пособие, кто-то вообще ничего. Кроме еды мы раздаем детские вещи, школьные принадлежности, предметы первой необходимости".
Почти каждая услышанная в этот день история была похожа одна на другую: "В семье двое (трое, четверо) детей, работы нет, денег нет, жилья в Центральной Сербии нет". Тем не менее, на вопрос: собираетесь ли вы уезжать из КиМ, за редким исключением, следовал ответ: "Нет, это наша земля и земля наших предков". И еще одно объединяло всех людей, с которыми мне довелось побеседовать, это любовь и надежда на Россию. "В чем должна заключаться наша помощь?" - задавала я всем один и тот же вопрос. "В поддержке вашего государства. Нам ничего больше не надо, только не оставляйте нас".
26 февраля. С Момиркой, корреспондентом газеты, пишущей исключительно о Косово и Метохии, мы договорились встретиться заранее, но ввиду известных событий все как-то не получалось.
И вот, наконец, под почти палящими лучами солнца (никак не меньше 20 градусов) мы идем на окраину сербского анклава Грачаница, где в металлических контейнерах, подаренных Россией, живет 34 сербские семьи, изгнанные из своих родных мест.
"Наверное, они устали от новинаров (журналистов, серб.)" - говорю я Момирке. "Могут не захотеть разговаривать". "Что ты!", - отвечает она. "Если бы ты была из Англии или Америки, тогда возможно... Вот посмотришь, что будет, когда они узнают, что ты из России".
Сорок три контейнера поставлены на расстоянии метра друг от друга. Одна семья - один контейнер, если детей больше двух, тогда выделяется еще один. Каждый контейнер состоит из небольшого тамбура и комнаты, которая является и кухней. Душ, туалет, вода на улице. Отопление - дровами. В небольшой комнате может проживать и четыре и шесть человек.
Как и предсказывала Момирка, узнавая, что я из России, люди радовались и охотно давали интервью. Глядя на ряды металлических контейнеров, я с сарказмом сказала, что лучше бы им подарили что-нибудь другое, на что сербы отвечали: "Мы очень благодарны России за кров над головой. Когда твой дом разрушен или сожжен, и тебе некуда идти - такое жилище покажется роскошным особняком. Спасибо вам за помощь и поддержку. Спасибо вашему президенту".
"Может быть то, что я скажу - глупо, но это истина", - сказала на прощанье молодая мать двоих детей. "Хотим передать большой поклон господину Путину, и пригласить его посетить нас и увидеть своими глазами, как мы живем".
А чуть позже состоялась моя встреча с владыкой Артемием, епископом Рашко-Призренской епархии. Слава Богу, в это нелегкое для Косово и Метохии и всей Сербии время, владыка пребывает в добром здравии, непоколебимом присутствии духа и решимости продолжать борьбу.
P.S. Митинги в Косовской Митровице будут продолжаться до 18 марта включительно. Меня просили передать, что если кто-то из наших певцов, актеров, студентов и других людей захочет выступить на этом митинге, они могут связаться со студенческим орг. комитетом университета (belio25@yahoo.com, Владица)
Наталья Батраева (Косово и Метохия), специально для Русской Линии